§ 3. Логический путь познания предметной области

Проанализируем далее процесс познания, представленный в теории измерений. Разобьем его на два этапа.

Этап 1.     Определить множества отношений и операций для величин и законов и обнаружить системы аксиом величин и законов на этих множествах.

Этап 2.     Определить числовые представления величин и законов по обнаруженным системам аксиом, используя результаты теории измерений и теории конструктивных моделей.

Первый этап представляет собой этап построения логической эмпирической теории. Второй этап – построение количественной эмпирической теории.

Предлагаемый нами логический подход к процессу познания состоит в ограничении процесса познания этапом I. Для этого есть следующие причины:

  Этап II осуществляется с использованием теории измерений и не может быть осуществлен компьютерными методами;

  Этап II следует исторической традиции представления данных в удобном для человека числовом виде. Логические отношения и операции плохо обозримы и практически неприемлемы для человеческого восприятия. Тем не менее для целей компьютерного познания сейчас есть средства оперирования логической эмпирической теорией, например, логическое программирование. Потому историческая традиция сейчас может быть пересмотрена;

  Этап II ограничен: существуют величины не имеющие числового представления – частичные порядки, решетки, графы, результаты тестов, отношения предпочтений и т. д., а также законы, не имеющие числового представления: диагностические правила, результаты тестов, фигуры технического анализа;

  Удобство числовых представлений не дается даром. Использование числовых представлений приводит к возникновению следующих проблем: необходимо проверять методы и результаты на инвариантность относительно допустимых преобразований шкал – методы могут давать разные результаты в зависимости от выбора единиц измерения данных, а также неинвариантные методы дают не интерпретируемые в онтологии ПО результаты.

Мы рассматриваем ЛЭТ как более адекватный и современный способ представления теорий предметных областей.

В логическом подходе к реализации процесса познания мы прелагаем использовать теорию измерения не для построения числовых представлений величин, а, наоборот, как теорию, которая определяет как можно корректно извлекать всю интерпретируемую информацию из числовых данных и переводить ее в многосортные эмпирические системы.