§ 3.
Логический
путь
познания
предметной
области
Проанализируем
далее
процесс
познания, представленный
в теории
измерений.
Разобьем его
на два этапа.
Этап 1. Определить
множества
отношений и
операций для
величин и
законов и
обнаружить
системы
аксиом
величин и
законов на
этих
множествах.
Этап 2. Определить
числовые
представления
величин и
законов по
обнаруженным
системам аксиом,
используя
результаты
теории
измерений и
теории
конструктивных
моделей.
Первый
этап
представляет
собой этап
построения
логической
эмпирической
теории.
Второй этап –
построение
количественной
эмпирической
теории.
Предлагаемый
нами
логический
подход к процессу
познания
состоит в
ограничении
процесса
познания
этапом I. Для
этого есть
следующие
причины:
―
Этап
II
осуществляется
с
использованием
теории измерений
и не может
быть
осуществлен
компьютерными
методами;
―
Этап
II следует
исторической
традиции
представления
данных в
удобном для
человека числовом
виде.
Логические
отношения и
операции
плохо
обозримы и
практически
неприемлемы
для
человеческого
восприятия.
Тем не менее
для целей
компьютерного
познания
сейчас есть
средства
оперирования
логической эмпирической
теорией,
например,
логическое
программирование.
Потому
историческая
традиция
сейчас может
быть
пересмотрена;
―
Этап
II ограничен:
существуют величины не
имеющие
числового
представления
– частичные
порядки,
решетки,
графы,
результаты тестов,
отношения
предпочтений
и т. д., а также
законы, не
имеющие
числового
представления:
диагностические
правила,
результаты
тестов,
фигуры
технического
анализа;
―
Удобство
числовых
представлений
не дается
даром. Использование
числовых
представлений
приводит к
возникновению
следующих
проблем:
необходимо
проверять
методы и
результаты
на
инвариантность
относительно
допустимых
преобразований
шкал – методы
могут давать
разные результаты
в
зависимости
от выбора
единиц измерения
данных, а
также
неинвариантные
методы дают
не
интерпретируемые
в онтологии
ПО
результаты.
Мы
рассматриваем
ЛЭТ как более
адекватный и
современный
способ
представления
теорий
предметных
областей.
В
логическом
подходе к
реализации
процесса
познания мы прелагаем
использовать
теорию
измерения не
для построения
числовых
представлений
величин, а,
наоборот, как
теорию,
которая определяет
как можно
корректно
извлекать
всю интерпретируемую
информацию
из числовых
данных и
переводить
ее в многосортные
эмпирические
системы.