Алфавит знаменных песнопений насчитывает до 200 знаков и, в
принципе, является открытым (не исключается возможность появления
неизвестных знамен в неизученных до сих пор рукописях). Размер и состав
алфавита менялся с течением времени: отдельные знаки исчезали, другие
оставались, но изменяли свое начертание или теряли свое певческое значение, появлялись новые знамена,
дифференцировались с помощью специально введенной системы помет
певческие значения уже известных знамен. Динамика этого процесса и
номенклатура основных компонентов, определяющих начертание знамени,
отражены в [1]. Далеко не все знамена алфавита
представлены в каждой певческой книге. Реальный размер алфавита в
достаточно объемных певческих книгах примерно в 2 раза меньше указанного
выше.
Множество знамен по структурно - функциональному принципу
делится на семейства. Основными являются семейства крюков (
,
,
,
,
,
, ...
), стрел (
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,...
), статей (
,
,
,
,
,
,
),
в начертании которых содержится указание на принадлежность
соответствующих знамен определенному согласию (простому, мрачному,
светлому, тресветлому) (см. Рис. 1). Крупные семейства (например, стрелы) делятся на
подсемейства: стрелы простые (
,
...), громные (
,
...), крыжевые (
,
...) и
тряски (
,
...).
Многообразие начертаний знамен внутри отдельных семейств и
подсемейств образуется путем применения к исходным ("элементарным")
знакам (
,
,
,
,
,
) операций:
а) удвоения (
,
,
);
б) соединения (конкатенации) разных знаков между собой (
,
,
,
,
,
);
в) добавления вспомогательных
знаков, таких как: точка (
), которая ставится снизу или сверху знамени для обозначения
мрака и света, либо справа от знамени - "оттяжка" -
для увеличения длительности звука в распеве знамени;
"сорочья нога" (
), "подчашие" и (или) "подвертка" (
),
"облачко" (
),
"отсека" (|) и др. Заметим, что конкатенация разных знаков
не всегда ведет к соединению их распевов.
Для облегчения интерпретации знамен в XVI - начале XVII в.в. была
разработана система помет степенных и
указательных .
Степенные киноварные
пометы ставятся с левой стороны или над серединой знамени и определяют
наивысший звук в его распеве (о возможных исключениях см. в [2]). Степенные
пометы изображаются буквами славянского алфавита:
- глаголь,
- наш,
-
точка (или слово - С),
- мыслете,
- покой,
- веди,
- мыслете с точкой,
- покой с точкой,
- веди с точкой. Для тонов ниже обозначаемого
глаголем уровня употребляются буквы :
- цы или ца,
- наш с крыжем и
(или
) - глаголь с крыжем. Таким образом, в виде степенных помет
отображался весь обиходный звукоряд,
служащий основой древнерусских песнопений. Двенадцать ступеней
обиходного звукоряда
делятся на 4 трихорда, так называемых
согласия: простое (
,
,
), мрачное (
,
,
(или С)), светлое (
,
,
) и тресветлое (
,
,
). Связь
с пятилинейным нотным станом отражена на Рис. 1.
Рис. 1. Обиходный звукоряд
Следует отметить, что во второй половине XVII века (1663 г.) комиссией
А.Мезенца (см.[3], гл. 10) была предпринята попытка замены системы
киноварных степенных помет функционально эквивалентной ей системой
тушевых признa'ков, имевших вид тонких горизонтальных или вертикальных (в
зависимости от начертания знамени) черточек. Мы не будем подробно
останавливаться на этой системе. Заметим лишь, что система тушевых
признa'ков не вытеснила систему киноварных степенных помет и в некоторых
рукописях присутствуют и те, и другие, создавая прецедент дублирования. Это
усложняет графику знамен и может даже привести к их ошибочной
интерпретации, поскольку тонкие вертикальные и горизонтальные линии
присутствуют и в начертаниях знамен и во вспомогательных знаках (
(крюк),
(два в челну),
(стрела светлотихая), | - отсека,
- указательная помета
"тихая"). Для недопущения ошибок нужно принимать во внимание длины
черточек, места их расположения и особенности "почерка" переписчика, т.е.
должен присутствовать элемент самообучения. Перечисленные особенности в сочетании с невысоким
(зачастую) качеством оригинала могут вызвать определенные трудности при создании
программы автоматического распознавания знаменной нотации.
Указательные пометы определяют характер исполнения знамен
(быстро, медленно, с акцентом на том или ином звуке и т.п.), а также
сигнализируют о возможных высотных и ритмических изменениях в распеве
знамени. Например, "крюк светлый" (
), обычно интерпретируемый одним
звуком
, при проставлении пометы "ломка" (
) интерпретируется в
гласах 1 и 5 уже двумя четвертными в восходящем движении (скачок на
терцию). Наиболее употребительны следующие указательные киноварные (как
правило) пометы: "тихая" (обозначается буквой Т
от слова "тихо" или в виде наклонной черты
);
"борзая" (
- "буки"); "качка", или "купная" (
(k)
- "како"); "ломительная", иначе "ломка" (
); "ударительная", иначе "ударка"
(
); "заметка", иначе "закидка" или "зевок" (
- "земля"); "равенственная" (
- "равно"), которая по своему функциональному назначению ближе к
степенным пометам. Поскольку наличие указательной пометы может
привести к радикальному изменению в распеве знамени, затрагивающему его
интервально-ритмическую структуру, знамя с указательной пометой (исключая
"равенственную") и оно же без нее считаются различными. Подробнее о
функциях указательных помет и практике их использования можно прочитать в
[3], [4].
Знаменные песнопения записаны в диапазоне обиходного звукоряда: G, A, H (малой октавы),
c, d, e, f, g, a, b (первой октавы), C, D (второй октавы). Длительности звуков
обозначаются следующим образом:
– 1 (целая),
– 2 (половинная),
– 4 (четвертная),
– 8 (восьмая).
Для указания высоты и длительности звука используем комбинацию буквы и
цифры (например, H4 – это четвертная нота «си» малой октавы). Знак (*) ставится
в качестве разделителя между нотолинейными интерпретациями разных знамен,
а (~) – как символ эквивалентности, отделяющий знаменную цепочку от её нотолинейного
представления (например, запись
~ d4c4d2*c4e4 означает, что цепочка из двух знамен,
стоящая слева от (~), интерпретируется в тексте двознаменника, соответственно,
цепочками из трёх и двух нот, отделёнными друг от друга знаком (*)).
В приводимой таблице
Алфавит знамен, встретившихся в двознаменниках представлен достаточно полный
список знамен, фигурирующий в певческих книгах XVI-XVII в.в., в частности, в двознаменниках
Сол. 619/647, Сол. 618/644, QI 188,
(о знаменах раннего периода см. в [1, 5]).
Знамена упорядочены по семействам и подсемействам. Возможны
некоторые разночтения в наименовании знамен, присущие многим азбукам. Некоторые
знамена приведены без названий (они слишком длинны), но логика образования
названий просматривается из таблицы. Нотолинейные интерпретации знамен
представлены с различной степенью полноты в пометных азбуках В.М.Металлова,
Д.В.Разумовского, С.В.Смоленского, И.А.Фортова, Л.Ф.Калашникова. Наиболее полной
из них является азбука В.М.Металлова [6].
Литература
- З. М. Гусейнова. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV
веков. /В сб. "Проблемы дешифровки древнерусских нотаций", Л-д,
изд-во ЛОЛГК, 1987, C. 27-49.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
Факторы, влияющие на точность
нотолинейной реконструкции пометных знаменных песнопений,
Сибирский музыкальный альманах, 2002 //Новосибирская
государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки,
Новосибирск, 2003.
- М. В. Бражников. Древнерусская теория музыки.
Изд-во "Музыка", Лен-е отд. -е, 1972.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
О функциях указательных помет
(на материале двознаменника XVIII века), Сибирский музыкальный
альманах, 2001 //Новосибирская государственная консерватория
(академия) им. М.И.Глинки, Новосибирск, 2002. - С. 81-93.
- Д. С. Шабалин. Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово, 1991.
- В. М. Металлов. Азбука крюкового пения. М., Синодальная типография,
1899.