Двоезнa'менник, двознаменник, двузнаменник - особый вид древнерусских
музыкальных рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных
системах - знаменной и пятилинейной. Существовали двознаменники двух
родов: учебные пособия типа "Азбук" и певческие сборники, содержащие
традиционные циклы культовых песнопений (Ирмологии, Октоихи, Праздники
и т.д.). Двознаменники появились в последней четверти XVII века, когда
осуществлялся переход от знаменного письма к пятилинейной нотации, и
служили главным образом для того, чтобы облегчить певцам овладение новой
системой музыкальной письменности. Они давали возможность совместного
исполнения песнопений певцами, каждый из которых знал только одну из
систем. Определение "Двознаменники" применяется и по отношению к
рукописям, в которых одни и те же песнопения даны в знаменной и
демественной нотации. Как редкое явление, встречаются трезнаменники с
параллельным изложением в знаменной, демественной и пятилинейной
нотации [1].
По оценкам Бражникова [2] двознаменных рукописей насчитывается, в лучшем случае, несколько
десятков. Чаще всего они представлены в знаменно-нотолинейной форме.
Нотолинейная строка в двознаменниках может находиться над знаменной и,
наоборот, - под ней. Стихотворный текст подписывается один раз под строкой,
расположенной снизу. Западноевропейской музыкальной системе свойственно
применение ключевых знаков; они выставляются и на нотном стане
двознаменников. В подавляющем большинстве случаев применяется ключ
"цефаутный", реже - "басовый".
Наиболее высотные гласы (обычно третий и пятый) могут быть
транспонированы на кварту (3 ступени) вниз. При этом степенные пометы,
остающиеся неизменными, указывают истинную высоту звуков, но она не
согласуется с той, какую мы видим на нотном стане.
Относительно "Азбук", заметим, что прием двознаменного изложения
используется, как правило, эпизодически. Известно только одно полностью
двознаменное музыкально-теоретическое руководство - "Ключ" Тихона
Макарьевского. Оно раньше других (быть может, одновременно с
двознаменниками) познакомило русских певцов с системой изложения напевов
на пятилинейном стане средствами квадратной ноты. Следует подчеркнуть, что
знаменно-нотолинейные двознаменники (как относящиеся к концу XVII века,
так и "Ключ" Тихона Макарьевского) передают музыкальное значение знамен
таким, каким оно было в XVII веке - периоде наивысшего расцвета знаменного
распева .
Двознаменники на деле явились единственным источником,
позволяющим уточнить систему использования степенных и указательных
помет. Сделать это на основании сведений, сообщаемых безлинейными
руководствами, крайне трудно.
Итак, двознаменники являются своего рода "розеттскими камнями" в
плане нотолинейной реконструкции знаменного распева. Они позволяют
установить:
1) количество звуков, абсолютную высоту и длительность отдельных звуков в
распеве знамен;
2) характер применения и интерпретацию степенных и указательных помет, а
также вспомогательных знаков знаменной нотации (подробнее см. [3, 4]);
3) основные структурные единицы знаменного распева (попевки, фиты, лица,
связующие элементы и др.). Однако для их извлечения требуются специальные
алгоритмы (см., например, [5]);
4) статистику встречаемости структурных единиц (СЕ) и их вариантов в разных
гласах, что важно, например, в плане выделения "основного распева".
В принципе, многие СЕ могут быть выделены уже по знаменному
тексту [5],
однако наличие параллельного нотного текста существенно повышает
надежность идентификации структурной единицы.
На данный момент нами закодированы и частично обработаны 4 двознаменника:
три "Октоиха" и "Праздники".
Более подробную информацию о двознаменниках можно найти в [2].
Литература
- Д. Успенский. “Музыкальная энциклопедия”,
т. 2., “Советская энциклопедия”, Москва, 1974.
- М. В. Бражников. “Древнерусская теория музыки”,
Музыка, Л., 1972 г. 423 с.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
О функциях указательных помет (на материале двознаменника XVIII века) //
Сибирский музыкальный альманах. – Новосибирск, 2002. - с. 81-92.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
Факторы, влияющие на точность нотолинейной реконструкции пометных
знаменных песнопений.) //
Сибирский музыкальный альманах. – Новосибирск, 2004.- с. 51-59.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
L-граммные азбуки для дешифровки знаменных песнопений) //
Сибирский журнал прикладной и индустриальной математики,
Новосибирск, 1998, т. 1, № 2, с. 51–66.
|