Г.П. нет с нами давно — более 30 лет. Его имя на табличке аудитории 4117 скажет мало, если не ничего, новым студентам и преподавателям. Хотя Г.П. был неповторимым, выдающимся педагогом, но живет он только в нас, в тех, кто его помнит и любит. Повторить Г.П. невозможно, ну а его педагогические навыки и технологии стоит выделить, и по возможности употребить сегодня и завтра. Поэтому надо мозги включить, аналитические свои навыки применить и понять важное и общезначимое из судьбы и творчества Г.П., сделать выводы для себя и для других об особенностях его педагогического стиля.
Для всех людей примерно одна временная шкала действует. Конечно, жизненные пути и успехи у всех разные. Однако в каких-то безразмерных единицах никакой принципиальной разницы быть не должно. Простейший такой показатель — успешность, то есть доля реализации своего жизненного потенциала, понимаемого сколь угодно широко и по-разному. Примерно можно считать, что успешность постоянна и максимальна от 35 до 55 лет. До 35 она растет линейно от нуля до единицы, а после 55 симметрично падает до нуля. Единичная успешность характерна для возраста страстей и свершений.
У Г.П. по жизни было два периода — ленинградский и сибирский. Педагогический период в ЛГУ пришелся на 30–40 годы Г.П. С 40 лет до конца Г.П. работал в Сибири. Ленинградского Г.П. чтут такие выпускники ЛГУ, как А.М. Вершик, Б.М. Макаров и В.П. Хавин. Сибирского Г.П. чтут такие, как те, кто здесь присутствуют. Максимальные уровни успешности Г.П. и воспитанных им ленинградцев совпадали 15 лет. Заката Г.П. они не видели. Величины успешности Г.П. и его студентов в НГУ были одинаковы в течение 10 лет. Мы видели последние трагические годы жизни Г.П.
Преподавание математического анализа в нашей стране связано с именами Г.М. Фихтенгольца и В.И. Смирнова. Восходящая к ним педагогическая традиция была имплантирована и развита в НГУ выпускниками ЛГУ Л.В. Канторовичем, Ю.Г. Решетняком и Г.П. Акиловым.
Успешность Г.П. как педагога связана с его молодостью, любовью к предмету, максимализмом, нацеленностью на сокращение дистанции между курсом и современным уровнем науки. Г.П. читал лекции и в ЛГУ и в НГУ, используя революционный для того времени учебник «Канторович и Акилов» и престижный курс «Топологические векторные пространства» Бурбаки. Фрактальна граница с незнаемым и не ведут туда гладкие пути педагогики. Невзирая на трудности, Г.П. ставил и решал большие задачи по осовремениванию курсов и учебников, необходимых студенту на пути к точкам роста современной науки.
Нам всем не мешает помнить о грандиозных целях преподавания, достичь которые всегда стремился Г.П., что и предопределило его успехи на ниве просвещения.
С. Кутателадзе
14 октября 2016 г.
English Page |
Russian Page |