АПОЛОГИЯ ОТСТУПЛЕНИЙ

Зачем старые лекторы рассказывают байки? Множество причин каждый читатель придумает сам. Одну из таких причин я считаю чрезвычайно важной.
Преподаватель стоит перед студентом — это обычный смертный с видимыми человеческими чертами, малозаметными достоинствами и вполне очевидными недостатками. Учёные прошлого и авторитеты настоящего из других миров (авторы теорем и теорий) представляются по контрасту сверхгениальными и необыкновенными существами.
У студентов возникает разрыв — им кажется или может показаться, что новые теории и большие теоремы делаются не простыми людьми типа знакомых преподавателей и студентов, а небожителями из совсем необычного материала.
Важнейшую задачу лекций при обучении математике я вижу в том, чтобы студенты поняли — математику делают люди. Человеческое первично, научное вторично. Подчеркнуть этот человеческий момент, открытость и доступность нашей науки для каждого призваны различные отступления, аналогии и экскурсы, истории, рассказы и анекдоты о больших учёных, о слабостях и сомнениях тех из них, с кем лекторам доводилось сталкиваться. Совершенно неуместные в строгом тексте учебника отступления и байки, рассказанные на лекциях, запоминаются и оказывают влияние не на сдачу экзамена, а на становление профессиональных качеств.
Одну историю расскажу такого рода. Много лет назад, когда мы только начинали заниматься нестандартным анализом и обсуждали его проблемы на кафедре, Ю. Г. Решетняк вспомнил, как его лектор по анализу (это был Исидор Павлович Натансон) однажды сказал своим студентам на лекции: «Сегодня я расскажу Вам, как считать интегралы с помощью актуальных бесконечно малых. Так делать нельзя, но всегда получается верно. Поэтому я Вам это расскажу».
Когда учился Решетняк, бесконечно малые были эпатаж, табу, скандал и анекдот. Необычное отступление отложилось в памяти Решетняка и мудрость его старого преподавателя не пропала. Решетняк запомнил, что «всегда правильно получается» и со временем способствовал развитию новых нестандартных методов анализа в стенах НГУ.
Человеческое измерение лекций и семинаров делает большую науку доступней. Мне кажется, это соображение небессмысленно. Так что на говорливых стариков обижаться не стоит. Они не со зла и не от глупости лекции читают.

С. Кутателадзе

21 апреля 2005 г.



File translated from TEX by TTH, version 3.67.
On 10 May 2005, 15:19.

English Page Russian Page
© Кутателадзе С. C. 2005