Зачем старые лекторы рассказывают байки? Множество причин каждый
читатель придумает сам. Одну из таких причин я считаю чрезвычайно важной.
Преподаватель стоит перед студентом — это обычный смертный
с видимыми человеческими чертами, малозаметными достоинствами и вполне
очевидными недостатками. Учёные прошлого и авторитеты настоящего из
других миров (авторы теорем и теорий) представляются по контрасту
сверхгениальными и необыкновенными существами.
У студентов возникает разрыв — им кажется или может показаться, что
новые теории и большие теоремы делаются не простыми людьми типа
знакомых преподавателей и студентов, а небожителями из совсем
необычного материала.
Важнейшую задачу лекций при обучении математике я вижу в том,
чтобы студенты поняли — математику делают люди.
Человеческое первично, научное вторично.
Подчеркнуть этот человеческий
момент, открытость и доступность нашей науки для каждого призваны
различные отступления, аналогии и экскурсы, истории, рассказы и анекдоты
о больших учёных, о слабостях и сомнениях тех из них, с кем
лекторам доводилось сталкиваться. Совершенно неуместные в строгом тексте
учебника отступления и байки, рассказанные на лекциях, запоминаются и оказывают
влияние не на сдачу экзамена, а на становление профессиональных качеств.
Одну историю расскажу такого рода. Много лет назад, когда мы только
начинали заниматься нестандартным анализом и обсуждали его проблемы на
кафедре,
Ю. Г. Решетняк вспомнил, как его лектор по анализу (это был
Исидор Павлович Натансон) однажды сказал своим студентам на лекции:
«Сегодня я расскажу Вам, как считать интегралы с помощью актуальных
бесконечно малых. Так делать нельзя, но всегда получается верно.
Поэтому я Вам это расскажу».
Когда учился Решетняк, бесконечно малые были эпатаж, табу, скандал и анекдот.
Необычное отступление отложилось в памяти Решетняка и мудрость
его старого преподавателя не пропала. Решетняк запомнил, что
«всегда правильно получается» и со временем способствовал
развитию новых нестандартных методов анализа
в стенах НГУ.
Человеческое измерение лекций и семинаров делает большую науку доступней. Мне кажется, это соображение небессмысленно.
Так что на говорливых стариков обижаться не стоит. Они не со зла и не
от глупости лекции читают.