-
Споры вокруг науки и религии довольно типичны
и актуальны в наши дни. Среди наших знакомых
мы можем встретить и неверующего
профессора Пи, и верующего диакона Азма.
Вот свежая часть их возможного диалога.
Азм: Дорогой Пи, Ваши учёные коллеги втягивают нас
в какую-то надуманную
дискуссию о противоречиях между наукой и
религией в деле просвещения. Неужели им все еще не ясно, что
наука и религия — неотъемлемые части мировоззрения человека.
Ничего другого у нас в поисках счастья, добра и спасения души нет. Как можно
обрубать детям одно из крыльев, возносящих их к истине?
Ведь между наукой и религией нет пропасти —
это дары Господа нашего нам в утешение и спасение.
Пи: Религия основывается на вере, а наука — на фактах и логике.
Азм: Согласен с Вами только частично. Религия строится на вере,
но и наука строится на вере, хотя об этом умалчивает. Теорема Гёделя
показывает ограниченность разума, использующего
логику, а неисчерпаемость материи и принцип неопредёленности
Гейзенберга — условность и ограниченность экспериментальных фактов.
Пи: Итак, наука правдива, когда говорит, что религия
основана на вере. В то же время Вы считаете, что и наука
основана на вере, хотя этого не видит или даже скрывает.
Согласитесь, что это — агрессивное высказывание, навязывающее свое мнение другому.
Скажем, человек говорит Вам — я не верю, а Вы ему — нет,
ты веришь, только сам этого не понимаешь. Не уверен, что такой подход
не субъективен.
Азм: Не странно ли, Пи, что Вы переводите наш разговор в русло морали,
как только Вам предъявлены бесспорные факты. Вы оставили
без всякого внимания мои ссылки на теорему Гёделя и принцип неопределённости
Гейзенберга. Между тем эти аргументы немало
дезавуируют Вашу позицию. Ваше молчание — знак согласия со мною.
Вам трудно признать истину только потому, что Вы не приняли Господа нашего.
Ваше безверие явно иррационально.
Пи:
Теорема Гёделя о неполноте относится к математической логике,
а
принцип неопределённости Гейзенберга
— к квантовой механике. Это специальные области науки,
в компетенцию которых преподавание в школе не входит. Вряд ли нам
правильно выходить в разговоре столь далеко за пределы предмета обсуждения.
Знание формального аппарата математики и законов микромира не обязательно при
размышлениях о месте науки и религии в тех или иных институтах общественной жизни.
Не скрою, Азм, что констатировать рациональность Вашей аргументации в пользу
веры мне весьма приятно. Рациональность — инструмент науки. Вера же состоит
в признании чего-либо истинным с решительностью, которая превышает силу
внешних фактических и логических доказательств.
Азм: Вам нравятся факты — вот я Вам факты и предъявляю.
Материалисты на самом деле верят в существование материи, а агностики и скептики,
говорящие, что ни во что не верят, на самом деле верят в отсутствие Бога.
Без веры нет истины.
Пи: Вы путаете факт Вашего суждения и факт, не зависящий
от Вашего суждения. Обратите внимание также на то, что не доверяете
другим, пусть с Вашей точки зрения заблуждающимся, людям
в суждении об их собственных взглядах. Ваша вера в то, как оно есть,
важнее для Вас того, как оно есть на самом деле.
Мне очень не хочется Вас обижать и как-то задевать
Ваши верования, но понятие бога, которым Вы оперируете, недостаточно
отчетливо. Конечно, я понимаю, что Вы имеете в виду христианского
господа. Вряд ли Вы не согласитесь со мной в том, что у агностиков и скептиков
есть все основания не верить ни в Зевса, ни в Перуна, ни в Митру.
Азм: Вы любите подчеркивать наднациональность науки, но почему-то
не замечаете, что теология входит в учебные планы многих университетов мира, по ней
пишут диссертации и присуждают учёные степени. Ваши коллеги упорно
дискриминируют теологию и отказываются подвергать диссертации по теологии
стандартной экспертизе Высшей аттестационной комиссии. Где же открытость
науки, о которой Вы так любите говорить?
Пи: Меня несколько удивляет то внимание, которое Вы уделяете довольно
мелкому вопросу о порядке работы некоторой частной системы государственной
аттестации. Я не эксперт в области государственного права, но в меру своего
понимания постараюсь Вам ответить. Мне представляется, что теологию в обществе принято
воспринимать буквально — как учение о боге. Теологию считают
системой обоснования религии, её догматики и морали. Светскому
государству противопоказано определять квалификацию людей в религиозных
вопросах. Между прочим, и сама Высшая аттестационная комиссия, и степени,
и звания, которыми она занимается, относятся к далеко необязательному механизму
функционирования науки. Научное мировоззрение, как и религиозная вера,
не требуют дипломов.
Современная Россия декларирует свой светский характер.
Тем самым наука и религия по-разному позиционированы по отношению к государству.
Таково объективное положение вещей. Вы обосновываете научность
теологии тем, что она входит в учебные планы и за нее присуждают
степени, скажем, докторов и кандидатов теологии. Ваша аргументация
совершенно недостаточна — в учебные планы входят и физкультура, и военное дело,
и кулинария, и домоводство. Присуждение любых званий и отличий астрологам
или шахматистам не превратит ни астрологию, ни шахматы в науку.
Никакие атрибуты науки ненауку и лженауку наукой не сделают. Научная
фантастика всегда останется просто частью литературы. Можно говорить
и о научном атеизме, и о научной теологии, однако никакой эпитет не
сможет превратить мировоззрение и веру в науку.
Азм: Вера — основа всякой религии и, стало быть, основа
всякой культуры. Нет человека и нет культуры без Бога и вне Бога.
Вы не можете не признать великую историческую миссию христианства
в создании европейской культуры. Не знакомить детей с Богом, с
религией — значит выводить их за пределы культуры. Как Вы
можете поддерживать современных обскурантов, не пускающих
основы православной культуры в российские школы? Как можно отрицать,
что
русское православное богословие дало миру множество величайших
мыслителей, труды которых изучает весь учёный мир?
Пи: Наука не занимается тем, что признает или не признает факты.
Наука на фактах основывается. Роль христианства в истории Европы
огромна, не менее значительна роль православия
в отечественной истории и культуре. Но эти мои оценочные суждения
лежат за пределами науки.
Наука не осуждает и не хвалит, она констатирует и делает выводы. Миссии у людей
и у конфессий разные, а наука — общая. Вы — пастырь, Азм, и несколько
преувеличиваете роль православного богословия. Уверяю Вас, что не весь учёный мир изучает
труды ортодоксальных богословов России. Русское православие — феномен
российской культуры. Наука устроена иначе. Геометрия Евклида появилась до
христианства и ислама. Она одинакова для всех людей. Изучение
геометрии детям полезно — это человечество проверило многовековым
опытом. Никакой вражды на почве разных течений в геометрии между
людьми не наблюдается. Геометрия не сеет рознь и отчуждение между
людьми. Геометрия носит общечеловеческий характер, помогает людям и
объединяет их. Обучение геометрии в светской школе
оправдало себя на практике. Геометрия — типичный раздел
науки. Все сказанное про геометрию относится и к физике, и к химии. А
вот к закону божьему это не относится. Преподавание геометрии
никак не подчеркивает различий между детьми. Рассказы же о догматах, истории и традициях даже двух
конфессий в одной школе связаны с неизбежным их сопоставлением и
противопоставлением. Это может ненароком вызвать недопонимание и
отчуждение между школьниками, в семьях которых придерживаются разных
традиций жизни.
Азм: Религия учит терпимости, она стержень ойкумены, объединяет
людей, дает им общую надежду на спасение. Геометрия, которая Вам так почему-то
нравится, не отвечает на важнейшие вопросы человека о его участи, жизни,
смерти и о спасении его души. Краеугольные понятия добра и зла, так же,
как и воспитание совести, самоотверженности и бескорыстия, верности и
уважения к достоинству человека имеют религиозное происхождение.
Церковь с успехом противостоит разврату и наркомании, умеет вырабатывать
у детей необходимый иммунитет в отношении губительного для нации
нравственного разложения. Наука вне морали, а скептицизм науки
оскорбителен для верующих. Атеизм безнравствен и бесчеловечен, а
наука стала инструментом воинствующего безбожия и превратила школу
в атеистическое гетто. Бога изгоняют. А если нет Бога, то все позволено.
Пи: Наука ничего не изгоняет, кроме невежества, она никого не поучает,
а просвещает каждого. Наука не прибегает к формам социального давления,
она не канонизирует и не анафемствует, не руководствуется
ни голосованиями, ни ссылками на авторитеты. Мне неизвестны преступления науки перед человечеством.
Наука принесла и приносит людям немало утешения и облегчения по жизни.
Психотерапия, в том числе психотерапия религии, бывает полезна, но переломы
не лечит. Простые рецепты — все от нервов, поешь или помолись —
не всегда помогают при простуде и раке.
В центре религии — бог, а добро и зло выведены за пределы человека.
Гуманизм науки в том, что её
источник и цель — человек. Нравственный императив науки —
объективность. Научное мировоззрение защищает человека от произвола
любых форм догматизма, субъективизма и коллективизма.
Конечно, наука не всесильна и многое лежит за границами её возможностей.
Она не обладает всеми качествами бога и не претендует на способность
предложить решение любых человеческих проблем.
Азм: Вот-вот, наконец-то Вы меня поняли. Религия — основа
решения важнейших человеческих проблем. Человек жил и может жить без
телевизоров и сотовых телефонов, а без веры, без Бога, человеку не прожить. Никто не предлагает изгнать науку из школы,
упаси Господь. Но нельзя же учить только науке. Человеческая
культура многообразнее и значительнее науки. Культура немыслима без религии
и, как учёный, Вы обязаны это признать.
Пи: Конечно, в наши дни мало найдется людей, предлагающих
изгнать всю науку из школы. Наука столь очевидно полезна
людям, что оградить от нее детей просто никому не под силу.
Наука — центральный элемент культуры, то есть второй природы,
созданной гением человека. Разумеется, Вы правы в том, что и религия, и наука
— части культуры. Заметьте, что это не единственные части культуры.
Культура разнообразнее и шире и науки, и религии. В школе преподают
литературу. Не литературоведение и не текстологию — это науки,
а именно литературу как часть культуры. При этом детей знакомят и
с мировой литературой, и с литературой национальной.
Вряд ли Вы станете отрицать, что родная речь и литература куда как
ближе разным людям одной национальности и одного языка, чем любая
из конфессий. Каждый вправе учить своих детей родному языку и
на родном языке, но не на всех же языках в одной и той же школе.
Обратите внимание, что и с литературой в школе дети
знакомятся далеко не с любой. У нас свобода слова, свобода убеждений и свобода совести,
но не всякое слово должно звучать в каждом месте. Не в каждом месте
можно распространять свои убеждения и не всегда можно руководствоваться
свободой только своей собственной совести. Есть еще и закон.
Так вот
главный закон России состоит в том, что
высшей ценностью является человек, его права и свободы.
Азм: Атеизм отрицает онтологическое существование добра и зла,
он не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость
и обязательность морали. Следовательно, атеизм не должен иметь господства
в нашей гибнущей от безнравственности стране.
Православие судит о человеке не только по тому, каков он есть сегодня.
Божественность Христа и святость святых показывают, каким человек
может и должен стать. Человек — это создание Божье,
творение Господа по образу и подобию своему. Источник
добра, света, любви и надежды человека есть Бог.
Бог спасает и сохраняет человека.
Отвратить человека от Бога науке не дано.
Пи: Друг мой Азм, Вы
свободны исповедовать свои убеждения.
Наследников
Евклида,
Галилея
и
Коперника
это вдохновляет и радует.