ЭГО И ЛИЧНОСТЬ

Каждый знает себя или думает, что знает. Каждый видит или думает, что видит любую несправедливость по отношению к себе со стороны окружающих. Обычно этим и ограничиваются при принятии решений. Между тем собственные представления о себе, ставшие базой суждений о других, суть не что иное, как проявления субъективизма.

Жизнь в обществе ставит перед человеком трудноразрешимую задачу избавиться от собственной субъективности. Субъект, избавляющийся от собственной субъективности, — образ, достойный родосских ваятелей Лаокóона. В идеалах искусства от субъективизма избавиться можно, а в жизни стать объективным практически невозможно. Реальные субъекты от субъективизма избавиться не могут, но стать объективным каждому стоит постараться.

Наши предки накопили немало рецептов для преодоления субъективизма. На суконном языке дефиниций, субъективизм — продукт эгоцентризма. Значит, надо не себя в центр мира ставить, а постараться взглянуть на мир и на себя со стороны. Осознать, что другие люди смотрят на всё не твоими глазами. У них своя жизнь, собственные суждения о мире и о тебе, свои особые интересы и предпочтения. Другие совсем не без оснований считают, что ничем тебе, собственно, особенно не обязаны, даже если несколько обязаны на самом деле.

В природе человека стремление к свободе. Свобода в первом понимании — независимость. Поэтому стремление к свободе нередко принимает весьма крайние формы. Люди не очень любят быть обязанными другим и становятся особенно необъективными по отношению к тем, кто им помогает. Конфликт поколений доставляет тому массу примеров. Неблагодарность — извращённая форма свободолюбия. Неразвитая душа воспринимает признательность как форму рабства. Люто ненавидят тех, кому сделали гадость. Ещё больше — тех, кого до этого любили. Ненависть и любовь потому идут рядом, что представляют собой самые крайние формы эгоизма. Чтобы рассчитывать на объективность других, необходимо, но далеко не достаточно, быть к ним объективным.

Ступени объективности — уважение, симпатия и сочувствие. Уважение выше любви и ненависти. Симпатия невозможна без уважения, а сочувствие — без симпатии. Высший дар — понимание, без которого нет сочувствия. Понимание ведёт к истине и добру, к отказу от ненависти в пользу любви.

Нужно понимать и себя и других. Объективность ни без понимания, ни без других невозможна. Свободным и объективным в одиночку быть нельзя. Однако быть свободным и объективным сложнее, чем следовать суждениям большинства и принятым порядкам. В вопросах истины и морали представительная демократия не действует. Нельзя делегировать большинству право и обязанность быть объективным. Разум определяет популяцию homo sapiens, но разум — атрибут строго индивидуальный. Коллективный разум — оксюморон.

Без объективности home socialis становится homo vulgaris, теряет разумность. Эго — мера homo vulgaris. Мера homo socialis — личность.

С. Кутателадзе

2 апреля 2012 г.


English Page Russian Page
© Кутателадзе С. С. 2012