История — хроника и её осмысление. Прошлое остаётся прежним, а история меняется. История — взгляд на прошлое из настоящего. Со временем меняется не только объём прошлого. Гораздо важнее то, что каждое поколение смотрит на прошлое из собственной точки пространства-времени. Факты прошлого нам изменить не дано, но смотреть на прошлое не своими глазами просто глупо.
История в математическом плане — наука о конкретных динамических системах. История человечества — инвентаризация нашего прошлого и его анализ, то есть определение тенденций развития. Оценка прошлого — идеология. Прогнозы будущего — футурология. Идеология и футурология вне науки.
Ученым — что историкам, что не историкам — надо помнить, что там, где кончается наука, начинается ненаука, в частности, гадание, или политика, или религия, или искусство, или что-нибудь еще хорошее или нехорошее. Граница между наукой и ненаукой фрактальна, если не всюду плотна. Так что соскользнуть в ненауку и вляпаться в какую-нибудь гадость ничего не стоит.
Историкам, особенно школьным, подыгрывать идеологам и политикам вовсе не следует. Учебники истории для детей должны содержать как внятную хронологию рубежных событий и процессов, так и коллекцию биографий ярких персонажей прошлого.
Наука, как известно, изъясняется в изъявительном наклонении, а мораль — в повелительном. Стало быть, не надо историкам морализировать. Нужно скромно и объективно давать предметные уроки. «История — не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — писал В. О. Ключевский. Ну и не он один в подобном стиле высказывался.
Прошлое — начало настоящего. История — рубрикатор будущего. История делает человека прозорливее и скромнее.
21 февраля–8 марта 2013 г.
English Page |
Russian Page |