Головной мозг играет системную роль в организме. Мозг потребляет около 15% крови и 25% кислорода. Поражение головного мозга не вылечить массажем конечностей и колонотерапией. Наука в современном обществе есть такой же ключевой элемент его функционирования, как мозг в жизни человека. Понимание системообразующей роли науки отсутствует практически полностью и во власти, и в обществе. При всех дефектах Академии наук она — последний рубеж в обществе, где имеется правильное понимание роли и места науки.
Сейчас широко распространены две конфликтующие концепции под флагами: «наука интернациональна» и «наука национальна и суверенна». Обе концепции крайние, а потому иллюзорны и неприемлемы в чистом виде. Наука — система знаний и представлений. Концепции и факты науки не имеют границ. В этом смысле наука интернациональна. В то же время наука имеет национальную структуру, национальное финансирование и национальные задачи, прежде всего, в области просвещения, организации общества и укрепления национального суверенитета. В этом смысле наука национальна и суверенна.
Значение национальных языков в развитии мировой науки недооценивается. Наука не знает как функционирует мозг в точности, но вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что мышление осуществляется на основе языковых форм. Француз думает на французском, а русский на русском. Переводы национальных шедевров на другие языки — сложнейшая и невыполнимая полностью задача ввиду неповторимости ментальности разных народов. Разнообразие народов, их языков и культурных традиций — рог изобилия человечества. Можно вспомнить колоссальный духовный прогресс Европы в эпоху реформации в христианстве. Люди мыслят в языке — это вещь бесспорная. Разнообразие национальных культур не должно искусственно ограничивать научные сочинения на русском языке. Нет великой украинской или грузинской науки, но есть великие украинские и грузинские учёные, писавшие по-русски.
Изоляция национальной культуры от мировой — зло, особенно в науке. Механизм разрушения изоляционизма включает, разумеется, публикации на английском и иных языках. Считать это панацеей — вредная иллюзия. Изоляционизм следует разрушать расширением, а не сворачиванием переводных программ. Лучшие достижения науки должны быть доступны в России на русском языке. И в математике, и в физике, и в биологии, и в философии — всюду. Учёные в России обязаны доводить научные достижения современности до наших соотечественников, которые читают в основном по-русски. Климент Аркадьевич Тимирязев писал о том, что долг учёного работать для науки и писать для народа. Михайло Ломоносов выпускал первый научный журнал на русском языке. Великая советская математика написана на русском языке и переведена за рубежом. Это факты. Наука в России невозможна без русского языка. Русский язык — важнейшая скрепа духовной жизни России. Без русского языка немыслимы ни наука, ни просвещение, ни самоё существование России.
Ещё одна иллюзия, господствующая в научной элите страны, состоит в том, что развитие науки возможно только в диалоге с власть имущими. Политика властей в России по отношению к науке строго монетарная, т. е. совсем ненаучная. Общение учёных с властями предержащими проходит под мольбы об увеличении финансирования и сохранения остатков status quo. Любой распорядитель финансов не расположен тратить деньги на попрошаек.
Власть не понимает роли науки — это печально констатировать, хотя этот феномен не специфически российский, а вполне интернациональный. Наука — цитадель свободного мышления, механизм материального и духовного раскрепощения человека. Люди во все времена ценили науку и просвещение. Власть науке противостоит, ибо власть состоит в утверждении той или иной формы несвободы, а наука — инструмент свободы. Власть ведёт диалог с наукой в чисто утилитарном стиле «мы и так науке много даём, а пользы видим мало». При этом власть потворствует и немало способствует сервильным институтам вроде религиозных организаций или ангажированных СМИ. Такая политика ведёт к разрушению культуры и, стало быть, к материальной и духовной пауперизации и деградации страны.
Долг, дело и честь учёных бороться с иллюзиями, вести открытый диалог с обществом, отстаивать права народов Роcсии на науку во всей её полноте и разнообразии.
6 августа 2014 г.
English Page |
Russian Page |