Студенты и преподаватели НГУ часто называют свой университет классическим или исследовательским. При этом многие удивляются, когда НГУ не занимает высокие места ни в конкурсах классических, ни в конкурсах исследовательских университетов. В этом принято видеть чужие козни и происки. Зависть и самомнение вездесущи, но не должны нам мешать смотреть на мир открытыми глазами. На самом деле НГУ не является ни классическим, ни исследовательским университетом и не был задуман ни в одном из этих качеств.
НГУ — академический университет, созданный как учебное заведение особого типа, основанное на интеграции образования и академической науки. Надо подчеркнуть, что академической науки в российском понимании ни в Европе, ни в США нет. Поэтому НГУ, интегрированный в Сибирское отделение Академии наук, представляет собою уникальное мировое явление, опыт которого был востребован и повторен другими странами. НГУ — единственный академический университет в России. Единственный, но не первый. Знаменитый петровский Проект положения об учреждении Академии наук и художеств от 22 января 1724 года подчеркивал, что для условий России неприемлемо раздельное существование академии наук и университета, как это принято в других странах: «невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образцу», когда академия и университет «никакого сообщения между собой не имеют». Формулируя принципы создания академии и университета в России, Петр писал:
Основатели Сибирского отделения видели перспективу превращения нового научного центра в Российскую академию наук (в те времена РСФСР была единственной из союзных республик, не имевшей национальной академии). Идеи Петра и Ломоносова, традиции Российской академии наук и ее исторический опыт составляли важнейшую основу общих воззрений и практических решений Михаила Алексеевича Лаврентьева.
Кафедры и факультеты НГУ фактически вынесены в академические институты. Этим достигается непрерывность и актуализация — осовременивание — преподавания. Не только студенты получают новейшую научную информацию, но и преподаватели — учёные Сибирского отделения — постоянно пересматривают и модернизируют запас своих знаний. Образование становится непрерывным от школьника до академика.
Важнейшим принципом обучения в НГУ с самых первых лет была самостоятельность кафедр в определении учебных планов и содержания специальностей. Краеугольным камнем преподавания в НГУ стал принцип универсальной математизации знания. Это не случайно, 1957 год открыл космическую эру, а в 1961 году наша страна впервые в мире осуществила орбитальный полет Юрия Гагарина. Американские аналитики объяснили отставание США в космосе провалами в развитии математики. Между прочим, в 2009 году самая востребованная специальность в США — математик (не программист, а именно математик). Класс математического образования давно уже является визитной карточкой НГУ.
Мехмат НГУ основан выдающими учёными, математиками и механиками. Первым ректором НГУ был Илья Несторович Векуа. Михаил Алексеевич Лаврентьев возглавил кафедру математического анализа, Анатолий Иванович Мальцев создал кафедру алгебры и логики. Сергей Львович Соболев — кафедру дифференциальных уравнений. Сергей Алексеевич Христианович — кафедру газовой динамики. Пелагея Яковлевна Кочина — кафедру теоретической механики. Юрий Николаевич Работнов — кафедру теории упругости и пластичности. Леонид Витальевич Канторович, будущий Нобелевский лауреат, — кафедру вычислительной математики.
Названные и многие неназванные люди заложили основы НГУ, оставили нам свой неоценимый творческий опыт. Передали нам выстраданные принципы современного образования в России. Новаторство в преподавании, непрерывность и актуальность обучения, единство фундаментальной и прикладной науки, универсальная математизация знания — драгоценные дары наших научных предков, которые мы обязаны сохранить, приумножить и передать другим.
4 апреля 2009 г.
English Page |
Russian Page |