Оказывается, не канули в Лету времена, когда философы учили представителей конкретных наук уму-разуму, размахивая идеологической дубинкой. Крепка оказалась закваска, хотя дубинку и отняли. И в наше время в новосибирском Академгородке философы благодетельствуют учёным неумехам, разрабатывая «первичные математические понятия, отвечающие дискретно-непрерывной структуре пространства», вводят и проповедуют новые алгебру и геометрию, которые «не изучались математиками даже на аксиоматическом уровне». Первым среди таких понятий стоит «актуальный нуль», представляющий собой «диалектическое единство бытия и небытия».
Кульминацией незабываемого диалектического единства стал громкий пшик. Разумеется, никаких новых чисел и нулей с помощью философии нарыть не удалось. Все «обобщенные числа» сибиряков на поверку оказались переименованиями самых обыкновенных положительных чисел, а «актуальный нуль» остался таким же «потенциальным», каким был и будет всегда. Философский вклад в элементарную алгебру сопровождался не менее грандиозным вкладом в планиметрию. «Обобщенная теорема Пифагора», сформулированная из лучших философских побуждений, явила научному миру Сибирь как родину плоских прямоугольных треугольников с катетами, равными гипотенузе.
Шума наделали немало — в
Отчете Сибирского отделения за 1998 год
записано: «В Институте философии и права ОИИФФ предложена концепция
дискретно-непрерывной структуры пространства, обладающего предельным
инвариантным (относительно системы отсчета)
элементом — фундаментальной длиной. Проблема природы фундаментальной длины
непосредственно связана с проблемой природы фундаментальных физических
постоянных и относится к формирующейся сейчас постнеклассической
(релятивистской квантово-гравитационной) физической картине мира.
Математически фундаментальная длина представлена новым
объектом — актуальным нулем множества,
а соответствующая структура пространства
обобщает свойства дискретности и непрерывности». В этом
же отчете помещен и удивительный рисунок:
«Условное графическое
представление min inv элемента пространства: „ноль имеет свои размеры“».
Неудобно говорить, но никогда мне не приходилось видеть ни в одном официальном отчете
о достижениях математиков РАН ни одного графика, тем более такой глубины и
оригинальности.
Философы в конце 20 века открыли для себя нуль, переименовали его, изобразили на картинке, возрадовались и рекомендовали свое достижение для включения в Отчет Сибирского отделения. Ученому Совету профильного института поверили, больше никто на суть дела не взглянул, и позор вторичного открытия нуля лежит по сю пору на всем Сибирском отделении.
Теория актуального нуля получила творческое развитие в легкой атлетике. Уже в 21 веке с ее помощью в Институте философии и права было установлено, что Ахиллес перескакивает зазевавшуюся черепаху всякий раз, когда внешний наблюдатель делит временной интервал пополам. Добавление третьего лишнего к античной паре отнюдь не случайная описка, а неуклюжий реверанс в сторону «постнеклассической» установки.
В претенциозности попытки поставить славного Зенона на место и убогости применяемых интеллектуальных средств присутствует специфика. Не стоит пытаться объяснять эту специфику цеховыми особенностями философии. Хвастовство и скудоумие — фамильные черты псевдонауки, а отнюдь не философии. Не защищать такую специфику надо, а отстаивать. И подольше... Никому не пристало высокомерно считать, что все смеющиеся над ним — клинические идиоты. Хорошие теории, как известно, можно излагать первому встречному. Совсем плохие, между прочим, — тоже. Такая вот особенность у науки.
Десять лет группа сибирских философов упорно усовершенствует математику и физику с помощью шаманских заклинаний из арсенала «диамата позорного». Лжеалгебру и лжегеометрию развели под видом философии. В дни, когда мировая научная общественность отмечает очередную годовщину Иммануила Канта (22.04.1724–12.02.1804), уместно напомнить о позиции этого великого мыслителя: «...философ со своим методом может породить в математике лишь болтовню; между тем задача философии именно в том и состоит, чтобы определять свои границы».
Диалектическое единство бытия и небытия, материально выраженное в сантиметрах, катеты, равные гипотенузе, и эпохальное перескакивание черепахи — перлы псевдонауки. Пора дезавуировать вздор и убрать мусор из храма науки. Ошибки сами собой со временем не исчезают. Срока давности в науке нет.
1 мая 2004 года
С. Кутателадзе,
профессор
English Page |
Russian Page |