В мире по данным Европейской ассоциации университетов примерно 17000 университетов. В России более тысячи вузов, большинство из которых не называются университетами только по российской традиции. Уже из этого видно, что целью университетов России не может в принципе быть вхождение в их первую сотню в каком-нибудь из международных рейтингов.
Университеты призваны готовить новые поколения к будущей взрослой жизни. В России, стало быть, речь идет, прежде всего, о подготовке молодежи к жизни в России. Необходимо снова и снова повторять эту азбучную истину, поскольку с вершин вертикали власти несется совсем другое. Места МГУ или НГУ в одном из международных рейтингов с задачами и качеством образования в России связаны слабо даже формально. Нельзя попутно не отметить удивительную селективность чиновников в борьбе за места в международных рейтингах. Вроде бы никто в России не ставит задачу войти хотя бы в первую сотню по уровню коррупции (чем выше место, тем ниже уровень коррупции). С коррупцией проблемы рейтингов в России нет. Что уж так на университеты набрасываться — c университетами у нас много лучше, чем с коррупцией.
Проблемы вузов России не с рейтингами связаны, а с малой готовностью сложившейся системы адаптировать учебный процесс к требованиям дня. Это болезнь системная и всеобщая. Организация учебного процесса и его эффективность если и связаны с борьбой за места в рейтингах, то в обратно-пропорциональной зависимости. Выбор ложных целей отвлекает от решения насущных проблем. Никакое министерство никак обстановку внутри вузов и научных институтов к лучшему изменить не может, а вот навредить может. Пора бы это нам всем понять и не пытаться усовершенствовать науку и образование сверху — нет в правительстве таких рычагов, не было и не должно быть. Наука в России сродни армии — не будет собственной науки, придется кормить чужую.
Минобрнауки — ведомство, обслуживающее потребности общества в науке и образовании. Вроде продюсера. Исполнители в сфере просвещения — преподаватели, а зрители — студенты и школьники. Продюсер — человек для искусства нужный, но далеко не главный. Его задача не творчеством заниматься, а помогать и творцам и зрителям. Вот и в управлении наукой и образованием не надо администрированием вредить, навязывая академическому сообществу надуманные ориентиры, не надо пытаться реформировать по приказу то, что создано может быть только в классе, или аудитории, или институте. Ни к чему развлекать публику телодвижениями в стиле слона в посудной лавке, распространяя мистические сведения о зарплатах педагогов, требуя видеозаписи заседаний всех советов по присуждению учёных степеней или направляя высокопоставленного чиновника ВАК на дополнительное заключение. Науку и образование наши предки завели для себя и своих потомков задолго до всяких министерств. Ставить обществу задачи не компетенция чиновников. Им пристало скромно и упорно заниматься тем, для чего они наняты, — исполнять волю народа, которому нужны и первоклассная система непрерывного образования, и передовая наука. Просвещать — дело педагогов. Хранить и творить науку — дело учёных.
Борьба за вхождение в первую сотню по какому-нибудь из международных рейтингов — удар по подавляющему большинству высших учебных заведений России, так как попасть в число первых ста университетов мира более ста вузов России не смогут никогда. Ста вузами России никак не обойтись.
Такой вот одинокий глас...
27 февраля 2013 г.
English Page |
Russian Page |