1: Наука — важнейший компонент мировоззрения человека, а совесть — центральный элемент его внутренней духовной структуры.
2: Мировоззрение — феномен индивидуальный. На мир каждый смотрит самостоятельно. Многое из того, что человек видит, он воспринимает в языке. Научные понятия — важнейшие элементы любого мирового языка и, стало быть, часть мировоззрения каждого из нас.
3: Наука признает безусловное право человека придерживаться собственных взглядов и выражать свое мнение, право искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи. В то же время наука защищает свободу и независимость человека от произвола, глупости, догматизма и лжи, опираясь не на предвзятые суждения, верования, авторитеты и традиции, а на факты, эксперименты и логику.
4: Наука общедоступна и доказательна, ненавязчива и уважительна к человеку. Основываясь на знаниях, наука признает их человеческую природу, неизбежные ограниченность и неполноту. Наука чужда любым формам индоктринации, избранничества и абсурда, внушения, давления и запугивания. Научные убеждения человек принимает абсолютно свободно и совершенно сознательно. Наука — подвиг сомневающегося, свободного и разумного человека.
5: Наука открыта для критики и перемен, всегда отказывается от неверных теорий и ошибочных представлений. Наука уважает и авторитет древних текстов, и вековые традиции, и человеческие слабости, и людские доблести. При этом любые свои суждения наука строит на объективности, стремясь избавить человека от опасностей субъективизма и коллективизма. Объективность и человечность — источники нравственности научного мировоззрения.
6: Наука не разделяет, а соединяет людей. Ищущий и нашедший истину человек — вот источник и цель науки. Наука помогает преодолевать тяготы жизни, показывает границы человеческих знаний и умений, раскрывает необъятность неведомого и раздвигает пределы разума.
7: Распространено красивое рассуждение о взаимной невыводимости морали и науки — наука излагается в изъявительном наклонении («это так, а не иначе»), а мораль декларируется в повелительном наклонении («делай так, а не иначе»). Не следует абсолютизировать это наблюдение.
8: Наука есть система знаний и основанных на них представлениях о материальном и идеальном мирах. Знания как приближения к истине, включают в себя и факты, и методы, и гипотезы, и оценки. Методы — это инструкции, использующие повелительное наклонение.
9: Человек отвечает перед другими и перед собой. Ответственность — элемент мировоззрения человека: «Мир — это мой мир, и за свой мир я отвечаю». Ответственность перед собой — это совесть, то есть стыд, направленный на самого себя. Недаром про негодяев говорят: без стыда и без совести. Наличие или отсутствие совести никак не связано с ответственностью перед другими. Немало отбывших наказание по суду остаются людьми совершенно безответственными. История хранит горы сведений о начисто лишенных совести фараонах, василевсах, генсеках и президентах.
10: Совесть — индивидуальный регулятор, а мораль — общественный. Понятно, что мораль без совести и совести вне морали в человеческой популяции невозможны. Существующие здесь аспекты различий не столь важны.
11: Свобода совести — право человека отвечать перед собой за свое мировоззрение. Свобода науки и свобода совести суть проявления сущности человека.
12: Здравый смысл есть общая способность людей мгновенно отличать добро от зла. Эта способность неотделима от совести. При этом совесть персонифицирована, а здравый смысл — атрибут популяции. Констатация всегда выражается в изъявительном наклонении. Однако простая фраза «это хорошо» не совпадает с императивом «делай так же».
13: Наука не прививает нравственность, а совесть не приближает нас к истине. Хорошим и плохим учeным и человеком можно стать по очень разнообразным обстоятельствам. Совесть легко растратить или потерять. Совесть требует не раболепия и конформизма, а преданности истине и самокритичности.
14: Совесть обязывает нас искать доказательства вопреки симпатии, дружбе, ненависти или неприязни. Совесть заставляет нас отстаивать истину и противостоять деградации, мистицизму и лженауке. Совесть делает нас умнее и лучше.
15: Наука оберегает нас от глупостей и гадостей, требуя объективности и доказательности суждений, предохраняет от эмоций и предрассудков при принятии решений. Наука делает человека добрее, расширяя границы здравого смысла и калибруя его совесть.
16: Наука дает силу знания, а совесть — моральный авторитет. Единственный приоритет науки — истина. Ориентиры совести — порядочность и доброта.
17: Наука требует знать и героев, и гениев, и негодяев, и обскурантов. Помнить о неизбежной потери совести теми, кто лижет вертикаль у власти. Чины и звания ни вклада в науку, ни образованности не добавляют ни йоты. Просвещение — от слова свет. Наука — от слова ум. Ум предполагает критичность, а совесть — ее главный инструмент. Ренегаты науки и просвещения ненавидят свет, ум и совесть глубоко и страстно, наслаждаясь воспрепятствием таланту и распространением невежества.
18: Гадости прошлого — опора негодяев сегодняшних и надежда негодяев будущего. Не обязательно быть антисемитом, расистом, доносчиком или предателем, чтобы стать негодяем. Необходимо заглушить совесть, чтобы использовать мерзости для достижения своекорыстных целей.
19: Было то, что было. Будет то, что будет, и есть то, что есть. Эта классическая констатация безупречна, но не полна. Прошлое — зона ответственности. Будущее — поле возможностей. Настоящее — арена поступков. Мы отвечаем за прошлое и отбираем варианты будущего сейчас. Как мы относимся друг к другу, в таких отношениях мы и состоим. Наши средства лимитируют выбранные цели и могут вести как к ним, так и в сторону. Изменить прошлое нельзя. Можно исправить некоторые ошибки. Можно искупить часть вины. Можно стать лучше. Надо делать не то, что всегда, а то, что дóлжно. Поступать не так, как всегда, а как следует.
20: Наука и совесть — разные измерения многомерного мира человека.
28 февраля 2010 г.
English Page |
Russian Page |