Академия состоит в точности из своих членов. Каковы члены, такова и академия. Конечно, у каждого академика есть обычная мысль — ну как же можно повернуть такую махину. Да и кто аз грешный таков, чтобы на неё как-то влиять. Порядки могут теперешние не нравиться, но таковы порядки. Не мы их заводили и не нам их менять.
В академии люди разные — кто-то побольше в науку вклад внёс, кто-то поменьше, а кто и вовсе обмишурился. У кого-то уши покрепче, а кто под обдернувшуюся руку голосующего попал. Мало ли как бывает — да и немало как бывает. По-всякому — как повседневно и повсеместно среди людей случается. Главное всегда просто — надо распознать его в тысячу раз увиденном и продуманном. Потому и мгновенны все открытия, что пелена обыденности спадает и дарит взору очевидное.
Зададимся вопросом — что главное определяет воззрения академических персонажей от малого до великого. Вопрос явно корректен, так как мы все насмотрелись на миллионы историй из жизни замечательных людей, поведали и прослушали квадриллионы анекдотов и баек об академических нравах. Любые побасенки одинаковы и поучительны лишь в том, что все люди и все человеки. Химия, математика, физика или геология тут совсем не при чём. Академики — люди успешные. Не только оставшиеся в мировой науке, но и просто наследившие в ней или потолкавшиеся в научных прихожих. Вавилов и Лысенко — антиподальные случаи, да каждый по-своему успешен. Не принято менять выигрышную стратегию. Поэтому академики и другие знаменитости в разные времена в массе своей жили и живут инерцией своего успеха. Можно развивать и доказывать эту мысль сколь угодно подробно, да вряд ли стоит время на очевидные тривиальности тратить.
Человеку свойственно ошибаться и проявляется это прежде всего в том, что каждому кажется, что он умеет отличать собственные поражения от собственных побед. Тем не менее думать так не стоит. Потому не дóлжно отличать победы от поражений, что они неразделимы. Нет побед без поражений и поражений без побед — в этом всё дело. Однако известная разница между успехом и провалом существует. Поражения связаны с ошибками, побеждённые учатся на своих ошибках и имеют шанс поумнеть. Победителям сложнее — им сдаются, уповая на милость, а не на мудрость...
Беда каждой академии — манок избранничества и прагматизма. Академический мир пестует своих могильщиков, считая, что недалёкие люди вреда не принесут. Самоуверенность, близорукость и маразм — симптомы провинциализации науки. Приоритет и положение в иерархической структуре научного сообщества — вещи важные, но для учёного по убеждениям второстепенные. Задача учёного — сохранять и умножать знания. Оценка вклада учёного в науку — дело окружающих и потомков.
Прошлое — зона ответственности. Будущее — поле возможностей. Настоящее — арена поступков. Будет то, что будет — это лишь часть правды. Будет то, что мы делаем сейчас. Какие отношения мы создаём между собою — с такими обстоятельствами нам в будущем и жить. Короче говоря, надо делать не то, что всегда, а то, что дóлжно. Поступать не так, как всегда, а как следует. Средства должны соответствовать цели и вести к ней. Негодные средства могут вызвать незапланированные последствия.
Замена механизмов саморегуляции науки стратегией иерархического успеха ведет к вырождению. Так это на управленческом воляпюке звучит. Короче говоря, чувство долга должно превалировать над опытом собственного успеха. Этого, конечно, мы в себе не наблюдаем, но стараться надо. Поступать по совести — это шанс. Верхоглядство и недомыслие — смягчающие обстоятельства для дураков, а не для гениев.
Серьёзному учёному от академий нужно мало, если не ничего. Человеку важно знать, понимать и уметь, а не состоять, возглавлять и участвовать. Жизнь неизбежно идет к закату и всегда уместно не тратить время на пустяки, а важным поскорее заняться. Долги отдать старикам, примеры молодым подать и недоделанное доделать.
Сентиментальность, благость и слабоумие — наши вечные спутники. Поодаль идут отвага, долг и мудрость. Попутчики, которых мы выбираем...
28.01.2008–20.09.2009
English Page |
Russian Page |