ТАЛАНТ И ТРАДИЦИЯ

Бессмертен подвиг Евклида, составившего универсальную панораму античной математики. Традиции Евклида в XVIII веке подхватил Эйлер, учебники которого живы до наших дней. Выдающиеся образцы универсализма принадлежат XX веку. Коллективный проект Бурбаки соседствует в истории с удивительной самоотверженностью математических энциклопедистов Дьедонне, Ленга и Смирнова. Да Винчи, Роже, Вебстер — гиганты мировой культуры, прославившие свои народы. Подвиг Смирнова, продолжившего педагогическую традицию Эйлера в России, поставил его в ряд с Далем и Карамзиным.

Остроградский и Лузин стоят вровень по универсальности математики, представленной в творчестве их учеников. Традиции универсализма в России живы в отечественных математических школах и, прежде всего, в школе Колмогорова.

22 ноября 2009 г. — день 75-летия Владимира Михайловича Тихомирова, ученика и друга Колмогорова. Для лучших представителей русской науки характерен примат служения истине и отечеству. Тихомиров отдает весь свой незаурядный талант утверждению и продолжению этой традиции,

Талант есть у каждого, поэтому ни живость ума, ни бойкость пера признаками таланта не являются. Талант — не свойство индивидуума, а атрибут популяции. Отсюда отнюдь не следует, что человек вправе зарыть свой талант в землю. Талант бесконечно разнообразен, и каждый обязан собственную толику таланта развивать и совершенствовать.

Редкий дар учёного — просветительство, то есть способность понимать и пониманием делиться. Сколько в этом врождённого, а сколько приобретённого несущественно. Просветитель — всегда учитель, развивающий и использующий педагогические навыки во благо окружающих и будущих поколений.

Знать все невозможно, что рождает специализацию, профессионализм и невежество. Невежество — состояние оценочное, связанное с ранжированием знаний. Уникальные знания при этом явно уступают знаниям общезначимым. Впрочем определение ценности знаний — неблагодарное занятие, зависящее от произвола обстоятельств и времени. Просветитель служит знаниям важным и полезным и всегда несёт свет любви к людям.

Знания — предметы непростые. Общим местом стал примат обезличенных, объективизированных знаний, рождающих возможность их универсального применения. При этом часто забывают, что без человека науки нет. Есть и природа, есть и её законы, да наших знаний о природе и об её законах без человека нет. Без человека нет творчества.

Учитель должен передать как сами знания, так и механизмы и навыки их получения. Учитель — универсальный гуманист, мастер человеческого измерения науки.

Доброта и ответственность — редкие, обязывающие и временами тягостные свойства. Взяв их в спутники к математике, ставшей основой собственного универсального мировоззрения, Тихомиров остаётся верным и этому выбору, и наследию своего учителя. Живые несут души своих предшественников. Традиции не умирают.

C. Кутателадзе

7 ноября 2009 г.


Владикавказский мат. журн., 2010, Том 12, № 2, 81–82.



В. М. Тихомиров, МГУ 3 февраля 2007
В. М. Тихомиров
Минисимпозиум по выпуклому анализу.
МГУ, Москва, 3 февраля 2007 г.


English Page
Russian Page
© Кутателадзе С. С. 2009