Наша встреча приурочена к 75-летию Евгения Израилевича Гордона. Юбилейная дата учёного — повод имениннику услышать кое-что о том, что думают о нём его коллеги, друзья и ученики. Редко слова о юбиляре говорят его недруги, и потому оценки иногда могут показаться, а часто и оказываются, завышенными. Сегодня такого не случится, ибо Евгений Израилевич на самом деле очень хороший математик и порядочный, благородный человек.
Знакомство Анатолия Георгиевича Кусраева и моё с Евгением Израилевичем состоялось в 1977 г. и стало точкой бифуркации наших мировых линий. Мы вступили в реку нестандартных методов анализа. Процесс этот был непростой, но необратимый. Началось все с совладением методов булевозначных моделей теории множеств. Отечественных математиков знакомил с этими методами Юрий Иванович Манин. Мне довелось быть на заседании Московского математического общества в МГУ в середине 1970-х годов. Народу было как селёдок в бочке — многие, в том числе и я, слушали доклад Манина о решении проблемы континуума стоя. Не понял я тогда ничего. При этом я видел в первых рядах Новикова и Арнольда и думал, что я-то дурак, а настоящие математики всё понимают (теперь мы знаем, что далеко не все настоящие математики про булевозначные модели хоть что-то понимают).
Доклад Евгения Израилевича на нашем семинаре в Новосибирске показал, что заниматься пространствами Канторовича, не зная булевозначных моделей, нельзя. Со временем пришло и понимание значения нестандартных моделей как революционного шага в будущее математики, связанное с отказом от иллюзий категоричности и универсальности аксиоматического метода.
Курт Гёдель писал об анализе будущего, упоминая нестандартный анализ Абрахама Робинсона. Есть достаточные причины видеть в этом предсказании более значительные и глубокие соображения. Цель науки — сделать сложное простым. К этой цели ведёт расщепление явления или проблемы на обозримые части, составляющие общую суть анализа. Синтез связан с приложением фрагментированных знаний и умений к возникшей из практики проблеме. Анализ будущего лишён шор канонизации той или иной аксиоматической теории или методологии, свободен от мистицизма и примитивных атак на бесконечность.
Евгений Израилевич стал для нас пришельцем из будущего — шерпом новой математики, которую человечество ещё только создаёт.
Анатолий Георгиевич и я очень благодарны Евгению Израилевичу за науку, дружбу, товарищество и сотрудничество. Спасибо, Женя!
17 сентября 2024 г.
English Page | Russian Page |