МАКСИМЫ

2009

Похвала науке

Культура — вторая природа, обогащённый или траченый мир. Наука — центр культуры. В центре науки — человек. Доброта и свобода человека — двуединая цель науки. Добр тот, кто не уменьшает запасы и меры добра. Свободен тот, кто не уменьшает запасы и меры свободы. Наука хранит человека как универсальный эталон добра и свободы.
Наука не существует сама по себе — она возникает в людях и в людях обитает. Наука создает многообразие возможностей для человека, но самостоятельно сделать человека ни лучше ни хуже не способна. Наука — инструмент разума, практика изменения жизни и воззрений человека.
Человеку нужен лучший мир лучших людей. Он ищет совершенства, тонко ощущая лишения и пороки своего существования. Человек стремится к удобству, ценит духовный комфорт, не желает зависеть ни от собственных слабостей и глупостей, ни от капризов природы и окружающих.
Наука открывает человеку пути решения огромного множества проблем, предоставляя запас знаний и умений, накопленных предками.
Внутренний мир людей регламентирован моралью. Что хорошо и что плохо — наука не различает. Наука не оценивает, не порицает и не хвалит. Роль науки для морали опосредована — наука способствует утверждению универсального гуманизма как главного компонента нравственности. Научное мировоззрение раскрепощает человека, раскрывая его интеллектуальный потенциал и указывая границы его возможностей. Знающий и понимающий человек свободен и потому открыт добру.
Человек не идеален, но способен анализировать себя и к идеалу стремиться. Идеальный человек не может не быть духовно здоровым и сильным, самокритичным и мудрым, открытым и ненавязчивым. Лучший человек и добр и свободен, он равный в мире свободных и добрых людей.
Без науки нет «я», освобождённого от «мы». Только наука строго разграничивает субъективное и объективное. Без науки нет ни творчества, ни искусства. Без науки нет ни понимания, ни гармонии человека с миром. Без науки нет красоты.
Наука критична и в этом близка совести, главному регулятору морали. Cовесть обязывает искать доказательства вопреки симпатии, дружбе, ненависти или неприязни. Совесть заставляет отстаивать истину и противостоять тирании, деградации, мистицизму и лженауке. Совесть делает человека лучше.
Наука расчищает путь к душе, оберегает от глупостей и гадостей, требуя объективности и доказательности суждений, предохраняет от эмоций и предрассудков при принятии решений. Наука делает человека добрее, расширяя границы здравого смысла и калибруя совесть. Наука — и оберег и ковчег души, катализатор счастья и понимания.
«Непопулярная наука» — это оксюморон, столь же комичный как «непопулярная свобода». Популярный — по понятию означает рассматриваемый публикой с большим почтением и уважением. Непопулярной науки не бывает в принципе в отличие от непопулярных профессий, и непопулярных политиков.
Наука, добро и свобода востребованы и в эпоху процветания, и в эпоху запустения, и в эпоху разорения. История хранит немало примеров способности науки и добра возникать и исчезать в судьбах стран и народов. Проблема России не в отсутствии популярности науки, добра и свободы, а в стремительной потере их жизнеспособности в отечественном социуме.
Науку, добро и свободу губят тирания и клерикализация, гедонизм и мизантропия, национализм и космополитизм, нетерпимость и жадность, злоба и страх, ненависть и эгоизм — гаргойлы из сонма чудищ, пожирающих людей извне и изнутри.
Мировоззрение формируется жизнью. Человек окружён достижениями науки, что наглядно демонстрируют его лексикон и быт. Человек наших дней в огромной мере гражданин мира знаний. Наука — cтержень его мировоззрения, пусть не всегда осознанный. Это накладывает на учёных особую ответственность перед сибcами.
Наука — хранитель добра и свободы, опора и надежда человека.

Наука-1 и наука-2

В суждениях о науке превалирует либо понимание науки как служения истине, либо отношение к ней как одному из феноменов экономической системы общества. На самом деле наука едина, но у нее есть две стороны. В первую очередь, наука — система знаний и представлений. Это наука-1. В то же время наука — система сохранения и воспроизводства знаний. Это наука-2.
Наука-1 — феномен во многом индивидуальный, надклассовый, наднациональный и надсоциальный. Кем там были Птолемей, Бэкон, Лейбниц, Гейзенберг или Петровский, какие у них индексы цитирования и сколько они получали денег и прочих благ — обстоятельства, которые для науки-1 никакого значения не имеют. Наука-1 есть служение истине. Наука-2 — институт национальный и социальный. Наука-2 — служанка и содержанка общества. В ней важно, кто ректор, а кто студент, кто академик, а кто реципиент мегагранта. Две науки уживаются в каждом учёном что в нашей стране, что не в нашей. Наука-1 для всех одна, ну а наука-2 очень от страны к стране меняется. В России наука-2 больная и давно всплыло то, что отстаивать надо, — это разговор важный, но про другое. Путать науку-1 и науку-2 не стоит ни в тучные, ни в тощие годы.
Научная периодика тоже под воздействием науки-1 и науки-2 находится. Научные статьи и книги в огромной мере похожи на деревья бонсай или на декоративные лимоны в зимнем саду. Бонсай дуба не для желудей, и лимонное дерево в гостиной не для чая и коньяка. Статьи в научные журналы тысячи людей пишут, на них ссылаются, но их не читают обычно даже сами авторы. Периодика к науке-1 в наше время имеет весьма косвенное отношение.
Научная периодика возникла лет триста назад для развития науки-1, когда поиск истины стал делом коллективным и интернациональным, а сложности личного общения и переписки науке-1 препятствовали. В наше время истину редко в журналах ищут. Нормальные учёные напрямую общаются без границ, и периодика лишь малая часть этого общения. Научная периодика свою информационную роль для науки-1 давно потеряла. Сейчас и оттиски статей в журналах почти никто не делает, да и дарить оттиски уже вышло из моды. Сегодня институт публикаций служит преимущественно для поддержания инфраструктуры науки-2. Именно поэтому учёные по убеждениям подчеркивают, что импакт-факторы и индексы Хирша за пределами науки-1 расположены. Библиометрия — атрибутика науки-2. Вещи в ней важные и полезные имеются, но к науке-1 они имеют весьма опосредованное отношение. Научная периодика — часть медийной сферы наших дней, в которой подлинно важные события крайне редки, а поток сообщений, умирающих в момент опубликования, колоссален.
Наука-1 без личности невозможна, но и личность учёного определяется наукой-1. В науке-1 нет места ни для фанаберии, ни для ксенофобии, ни для зависти, ни для рвачества и хамства. Где нет науки-1, там нет ни задач, ни результатов, ни школы, ни лаборатории, ни института. Остаются только имитации, чины и звания, распил бюджета, конкурсы, премии, индексы цитирования, лесть и самовосхваление, радение родственным душам и танцы живота у властной вертикали. Наука-2 обезличена, а обезличенность ничего, кроме вреда, науке-1 не приносит. Будущие и настоящие гиганты науки-1 сравнимы с героями прошлого. Они столь велики, что их не заметить нельзя, и им первым от карликов, людоедов и динозавров достаётся. Палки ставят обычно в чужие колёса. И пробавляются этим либо те, у кого своих колёс нет и в проекте, либо те, кому чужие колёса омерзительны. Людские пороки проникают в учёных через науку-2.
Г.И. Будкер учил отличать науку от «околонауки» и учёных от «околоучёных». Отмечая трудности распознавания имитаторов от науки, он писал: «Естественным критерием отличия могла бы служить результативность. В науке есть результаты, а в «околонауке» их нет. Но эту результативность могут видеть опять же только специалисты высокого класса, ибо люди около науки умеют создавать и видимость результатов».
Разрывы науки-1 и науки-2 в России связаны с увеличением бюрократизма под флагами диверсификации, приближения к мировому тренду, десоветизации, болонизации и т. п. К сожалению, учёные часто подыгрывают чиновникам аргументами в стиле — в США или в Швеции иначе и там хорошо. Россия не США и не Швеция — у нас нехорошо или хорошо не по американским или шведским, а по собственным российским причинам.
Болеющему за науку учёному не стоит забывать, что наука-1 в нём самом обитает, а сам он существует в науке-2. С того, как он себя позиционирует по отношению к науке-1 и науке-2, начинаются и величие и профанация науки.

Панацея России

Культура — вторая природа. Русская культура — часть второй природы, относящаяся к России.
Сначала люди думают, а после делают. Горькие пропойцы, наивные идиоты и безмозглые дураки заметного созидательного вклада в культуру не вносят. Мышление осуществляется в языке. Львиная доля русской культуры создана людьми, думавшими и писавшими на русском языке. Русский язык — основа русской культуры. Нет никаких оснований считать Россию и русский язык исключениями из общих правил. Похожие, если не те же в точности соображения можно высказать и о других великих нациях, о роли национальных языков в их национальной культуре.
Стержневой элемент материальной и духовной культуры — наука. Как система знаний и основанных на них представлений наука интернациональна и в этом не знает рас и не имеет границ. Наука как элемент национальной культуры, как финальный продукт и среда обитания национальных научных школ и национальной системы образования связана с нацией, её языком, менталитетом и традициями. Развитие науки в России немыслимо без научной литературы и образования на русском языке. Русская наука — это наука на русском языке.
Эйлер не писал по-русски и влияние его идей на русскую культуру проявилось усилиями Ломоносова и Остроградского. Эпохальная математика Эйлера, созданная в России на русские деньги, но написанная на французском, немецком и латыни, долго не могла стать элементом русской культуры. Воспитанные до революции старые учителя корифеев советской математики помогали своим ученикам писать первые статьи по-французски и по-немецки, интернализируя русскую мысль с помощью тогдашних мировых языков науки. Молодые гении вскоре прославили Россию в математике статьями, написанными по-русски — на том языке, на котором они творили. Не исключено, что расцвет математики в России связан с особенностями русской ментальности, сохранённой в русском языке.
Востребованность русских учёных другими культурами — свидетельство жизненной силы системы функционирования науки на русском языке. Русская диаспора обязана русской культуре своими позициями за рубежом. Русский язык не имеет долгов перед диаспорой, не вносящей вклад в культуру России. Не стоит увлекаться филиппиками о преследовании инакомыслия в России, о массовых исходах элиты в царские, советские и постсоветские времена. Нет оснований относить самовластье, тиранию, экстремизм, глупость и порожденные ими катаклизмы в России к исключительным феноменам русского духа и традиции. Курбский, Герцен, Плеханов, Бунин, Горький, Керенский, Набоков, Шульгин, Бродский, Солженицын всегда были и остаются знаковыми фигурами русской культуры.
Примат русского языка в образовании и науке России не исключает, а подразумевает серьёзное отношение к обучению и использованию иностранных языков и, прежде всего, английского языка, ставшего инструментом межнациональной интеграции в науке. Самоизоляция и окукливание крайне губительны для здоровья родного языка. Представители научной русской диаспоры в англоязычных странах нередко говорят и пишут по-английски с безобразными ошибками. Между тем именно это обстоятельство выводит русскую диаспору за пределы интеллектуальной элиты страны обитания, доставляя нашим соотечественникам немалый дискомфорт. Горько наблюдать на международных конференциях слайды выдающихся научных докладов, написанные представителями русской культуры с недопустимыми для мало-мальски грамотного человека ошибками. Ещё печальнее распространённое суждение о том, что безграмотность — вещь третьестепенная, лишь бы доклад был неглупым по содержанию. Пренебрежительное отношение к чужому языку — заурядная фанаберия. Неуважение к культуре делает человека бескультурным. Какую культуру невежа игнорирует, значения при этом не имеет.
Спасением науки в России не станут ни англофильство, ни западничество, ни космополитизм, ни ура-патриотизм, ни шапкозакидательство, ни призывы к мировому сообществу учить русский язык и штудировать православных богословов. Прогресс невозможен без постоянной канализации мировой науки в русскую ментальность. Лучшие духовные достижения человеческого гения должны быть общедоступны на русском языке. Не следует апеллировать к внешним силам и преувеличивать роль диаспоры. Диаспора — механизм ассимиляции русского духа в иную среду обитания. Источник русской культуры — Россия. Панацея России — русский язык.
При забвении и деградации русского языка регресс России неизбежен. Модернизация России требует укрепления позиций русского языка как главного инструмента отечественной науки и образования.


Наука
исчислять и доказывать


Европейская цивилизация отсчитывает новую эру от рождества Христова. Расположение нуля на временнóй оси — вещь малозначительная. Гораздо большее воздействие на современное мировоззрение оказало библейское учение о богоподобности человека. Жители дохристианских цивилизаций редко рассматриваются такими же богоподобными, как современные люди. Между тем молекулярная генетика доказала, что как биологические особи мы не слишком отличаемся от своих пращуров.
Наиболее древние останки анатомически современного человека, найденные в Африке, датированы серединой второй сотни тысяч лет до нашей эры. Считать наших предков более глупыми существами, чем мы, значит уподобляться верхоглядам, ставящим себя выше Ньютона и Бора на том зыбком основании, что первые сочинения классиков читали, а классики ничего не слыхали не только про наших верхоглядов, но и про чудесные жидко-кристаллические дисплеи. Образованность — великое достоинство, но никаких природных качеств образование нам, к сожалению, не добавляет. Наши палеолитические предки обладали теми же умственными способностями, что и мы. Именно это обстоятельство даёт надежду правильно понять и воссоздать их интеллектуальные достижения спустя многие тысячелетия.
Сознание и мышление начинаются с фиксации тождества и различия: я и не я, мать и отец, мокро и сухо. Различия по ощущениям бывают двух сортов — качественные и количественные. Слово «качество» происходит от латинского qualis, т. е. «какого рода». Слово «количество» — от латинского quantus, т. е. «как велико», «сколь много». Качественные различия мы выражаем вариантами слов «такое же» и «другое». Различия другого типа — количественные — связаны со словами «столько же» и «не столько», «больше» и «меньше».
Качественные различия трудно соизмерять и градуировать. Меры различных качеств — вещь весьма таинственная даже для современного человека. Как правило, мы пользуемся всего тремя общими градациями, например «такое же мягкое», «мягче» и «самое мягкое». Количественные различия проще поддаются более тонкому и детальному анализу. Аппаратом такого анализа служат числа. В самом общем смысле число — это мера количества.
Человек обладает даром счёта. Счёт простых количеств осуществляется с помощью натуральных чисел. Как отметил А. Пуанкаре: «Единственный естественный предмет математической мысли есть целое число». Важнейшая особенность счёта — возможность его повторения, объективной проверки правильности и достоверности результата счёта. Доказательный счёт представляет искусство исчисления, которое принято называть математикой.
Простейшими приёмами исчисления люди заведомо владеют около 30 000 лет. Первые материальные свидетельства искусства счёта — кости с правильно расположенными зарубками — археология относит к верхнему палеолиту.
Зарубки ставятся в определённой последовательности, то есть связаны с некоторым упорядочением. Иначе говоря, человек овладевал искусством счёта с помощью инструмента, который в современной математике называют ординальными числами. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что фиксация количества с помощью зарубок существенно изменяет самый смысл последовательного счёта. Счёт с фиксированием зарубок отделяется от личности считающего и обеспечивает безупречную процедуру объективной проверки результата — пересчёт по зарубкам. Новая процедура является доказательной, давая абсолютно верный результат. Таким образом, с древнейших времён математика вошла в жизнь людей как искусство доказательных вычислений.
Мы редко задумываемся о том, что археологическая кость с зарубками такая же неотъемлемая часть нашей культуры, как Интернет. В качестве яркой иллюстрации стоит напомнить о традиции вести счёт в английском казначействе с помощью зарубок на специальных палках, бирках. Эти бирки были упразднены только в 1826 г., но продолжали храниться в Вестминстере до 1843 г., когда их стали сжигать в одной из печей палаты лордов. В результате возник пожар, уничтоживший как палату лордов, так и палату общин. Чарльз Диккенс высмеивал современных ему бюрократов, бичуя их за этот дикий эпизод в своей знаменитой речи от 27 июня 1855 г. в Ассоциации по проведению реформы управления страной.
Английский термин stockholder, знакомый любому финансисту наших дней, происходит от слова stock, которым в средние века именовали более длинную часть разрубленной бирки с засечками, указывающими сумму, которую сохранял человек или банк, давший её в долг. Использование бирок в качестве юридического документа в финансовых сделках подтверждает безусловную доказательную силу древнего метода счёта с помощью зарубок.
Среди человеческих артефактов эпохи неолита в Мессопотамии найдены глиняные токены — абстрактные фигурки разных геометрических форм. Принято считать, что эти токены использовались для учёта разного вида имущества — голов скота, коробов зерна, сосудов с маслом и т. п. К пятому тысячелетию до нашей эры относят появление булл — специальных, часто шарообразных ёмкостей, содержащих токены (иногда выделяют два типа агрегатов токенов, собственно буллы и конверты). Эти буллы могли использоваться для более полных форм контроля, например, как накладные документы. Булла, наполненная токенами, представляет собой материальный символ кардинального числа. Таким образом, уже в каменном веке человек владел тонким искусством ординального и кардинального счёта.
В пластах несколько более позднего периода найдены буллы, на поверхности которых выдавлены отпечатки вложенных внутрь токенов. Такая мера позволяла осуществлять дополнительную проверку правильности счёта с помощью токенов данной буллы. По теории Денизы Шмандт-Бессера буллы с дополнительными оттисками токенов на внешней поверхности служат материальными свидетельствами зарождения клинописи.
Любопытно, что назначение булл долгое время оставалось загадкой. К счастью, при раскопках Нузи (древнего урартского города на месте нынешнего Киркука в Ираке) была обнаружена примечательная булла, датируемая 1500 г. до нашей эры. На этой булле имелась надпись: «Камни: 21 племенная овца, 8 баранов, 6 овечек, 4 ягненка, 6 племенных коз, 1 козёл, 2 козочки. Печать Зигарру». Внутри этой буллы было ровно 48 токенов.
Дальнейшее развитие математики в Мессопотамии и Египте отмечено отсутствием тяги к абстракции и скучными чертами крайнего утилитаризма. Дошедшие до нас из тех мест и времён письменные тексты по математике посвящены конкретным частным проблемам. Сколь-либо абстрактные задачи не ставятся, а общие закономерности и приёмы никогда не формулируются. Доказательств вовсе нет, а их место занимают примитивные предписания. Хотя искусство счёта быстро развивалось, было существенно усовершенствовано и дополнено приёмами измерения фигур, математика оставалась ремеслом и искусством.
Наукой, то есть системой знаний и основанных на них представлений, математика стала в Древней Элладе. Греки обогатили интеллектуальный инструментарий человечества аксиоматическим методом и особым исчислением пространственных форм, которое мы теперь именуем евклидовой геометрией.
Сочинение Евклида «Начала» — чудесный феномен античной культуры, одно из самых прекрасных и вечных свершений человеческого гения. Евклид придал математике безупречную форму науки, основанной на доказательствах. Математическое доказательство стало обязательным элементом поиска истины. Новая революционная технология познания отличает математику Евклида от достижений всех предшественников из Египта, Вавилонии, Урарту и от творений Фалеса и Пифагора, живших всего за двести лет до Евклида. Методология и стиль Евклида благоденствуют уже два с половиной тысячелетия, по-прежнему привлекая необыкновенной красотой удивительного сочетания лапидарности, точности, достоверности и объективности.
Со времён Евклида до наших дней математика — наука исчислений и доказательств.

С. Кутателадзе

9 июля 2022 г.


English Page Russian Page
© Кутателадзе С. C. 2024

File translated from TEX by TTH, version 4.12.
On 09 Jul 2022, 18:02.