Глубокоуважаемые члены Совета и гости!
Мы находимся на пороге больших перемен в жизни нашего университета.
Важнейшие проблемы финансирования и строительства не должны
закрывать от нас задачу модернизации учебного процесса.
Стоит вспомнить, что создание Сибирского отделения и НГУ
сопровождалось революционными новациями как в науке, так и в
образовании.
Университет — это место, где сохраняют и передают знания. Передача
знаний невозможна не только без преподавателей и студентов, но и без
учебников. Индивидуальность, роль и класс университета определяются
теми учебниками, которыми он пользуется и которые в нем
разработаны. Важнейший информационный продукт научной школы —
учебник. В Греции есть пятизвездочные отели, различные выставочные и
бизнес-центры, распространены информационные технологии. Однако
главная гордость греческой науки — бессмертные книги Аристотеля, Платона,
Евклида и Архимеда.
В США в моей науке — математике и во многих других, насколько я
понимаю, предпочитают того профессора, который читает по своей книге.
Это норма.
Лицо нашего университета в мире определяется шедеврами
научной литературы, созданными профессорами НГУ.
Вот несколько книг, малоизвестных нынешним поколениям студентов и
преподавателей. Привожу ссылки на последние издания на русском языке
тех книг, от одного упоминания которых текут слюнки у присутствующих
здесь математиков и механиков (смею Вас уверить, что такую физиологическую
реакцию можно наблюдать и в других частях света).
-
-
Векуа И. Н. Обобщенные аналитические функции. — М.: Наука, 1988.
-
-
Лаврентьев М. А., Шабат Б. В. Методы теории функций комплексного
переменного. — М.: Наука, 1973.
-
-
Марчук Г. И. Методы вычислительной математики. — М.: Наука, 1989.
-
-
Соболев С. Л. Введение в теорию кубатурных формул. — М.: Наука, 1974.
-
-
Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов.
— М.: Из-во АН СССР, 1960.
-
-
Овсянников Л. В. Групповой анализ дифференциальных уравнений. — М.:
Наука. 1978.
-
-
Канторович Л. В., Акилов Г. П. Функциональный анализ. — Ст.-П.: BHV, 2004.
-
-
Мальцев А. И. Алгоритмы и рекурсивные функции. — М.: Наука, 1986.
-
-
Кутателадзе С. С. Основы теории теплообмена. — М.: Атомиздат, 1979.
-
-
Кутателадзе С. С. Анализ подобия и физические модели. — Новосибирск: Наука, 1986.
-
-
Боровков А. А. Теория вероятностей. — М.: Едиториал УРСС, 2003
-
-
Боровков А. А. Математическая статистика. — Новосибирск.: Институт математики,
1997.
-
-
Решетняк Ю. Г. Курс математического анализа. — Новосибирск: Институт математики,
1999-2001
-
-
Годунов С. К. Обыкновенные дифференциальные уравнения с постоянными
коэффициентами. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.
Все эти книги, кроме последней, малодоступны для студентов и вышли не из
издательства НГУ. Конечно, здорово, что НГУ издал капитальный труд
Б. Рассела «История западной философии», но этот прекрасный учебник
не является сейчас и не станет в будущем лицом НГУ.
Никто, разумеется, не препятствует методологической работе и писанию
учебников в стенах НГУ. В то же время нужно констатировать, что эта традиция теряется.
Конечно, текущие учебные пособия и книги сотрудников СО РАН, работающих
в НГУ, — дело полезное и живое. Однако огромна пропасть
между узкоспециальными монографиями и пособиями, составленными по
чужим схемам, и новыми курсами и учебниками, сравнимыми с
курсами и книгами наших классиков. Мы должны бережно сохранять
уже имеющиеся достижения в сфере преподавания и правильно канализировать
информацию, представляющую НГУ. Именно это богатство
и надо бы распространять теми информационными
технологиями, которые уже есть и которые еще появятся в ИТ-центре.
Лицо НГУ должны определять не только его выпускники, но и классические
учебники и монографии, написанные для НГУ и распространяемые
под флагом НГУ. Престиж Кембриджа, Оксфорда и Принстона во многом основан
на книгах, несущих эти славные имена на своих обложках.
Изменения к худшему в издательском деле в Академии произошли значительные.
Отчасти это связано с провальной
(это самое мягкое слово, которое я смог подобрать)
политикой приватизации издательства «Наука». На ровном месте возник
свой черт из табакерки, оседлавший издательский и интеллектуальный потенциал
отечественной науки и образования. Можно вспомнить какие усилия
прилагались когда-то руководством Сибирского отделения и
Новосибирской области для создания современной мощнейшей
полиграфической базы Сибирского отделения издательства «Наука». Там
печаталась львиная доля академических изданий России (в частности,
серия «Литературные памятники»). Все это во многом потеряно
для науки и потеряно похоже навсегда.
Мне кажется важным издать серию «Классики НГУ», а в новом ИТ-центре
создать сибирский фрагмент ВИНИТИ. Дефекты нынешнего ВИНИТИ в том,
что он издается на русском, лаг рецензирования большой, мал дополнительный
охват (в математике по сравнению с MR и ZBL это очевидно). Информатизация
РЖ, как и многих прочих академических ресурсов России, печальный пример
того, что вице-губернатор Г. А. Сапожников удачно назвал сегодня
технологическим «каменным веком».
Интерес заграницы к РЖ явно падает, если не исчез вовсе.
Выделить свежий кусок а-ля-ВИНИТИ для Сибири можно, например,
в новом проекте — на английском языке (прежде всего, для мирового рынка)
с условным названием РЖ научных изданий СНГ (читай: FUSSR).
Особенности такого журнала: полное сканирование публикаций СНГ, региональных журналов
на местных языках, трудов региональных конференций, изданий вузов и т. п.
Применить подход ZBL, в котором помещаются саморецензии и
аннотации неопубликованных еще работ. Этого на рынке нет и, скорее
всего, купят. Весь проект зависит не от спецзнаний каких-то, а
от надежной организации: будут толковый менеджмент
и начальные деньги на запуск — все пойдет.
Это запросто молодые люди могут делать.
Можно и национальные академии подключить, им
должно быть это любо. Никаких собственных идей в сфере ИТ
при этом искать особо и не надо, что радует.
Важнейшая традиция НГУ, которую мы теряем, — это новаторство в
преподавании.
На памяти старожилов Академгородка множество смелых академических и
административных решений в НГУ в годы его организации и становления.
Создавались специальности, не имевшие аналогов в стране, —
экономическая кибернетика и математическая лингвистика. А. И. Мальцев
добился включения в обязательную программу уникального нового курса
«Алгоритмы и рекурсивные функции». Этот курс читался по
рукописи его еще не вышедшей книги. Л. В. Канторович создал кафедру
вычислительной математики, продолжая свою линию на синтез
теоретической и прикладной математики. На этой кафедре читались и
функциональный анализ (Г. П. Акилов) и методы вычислений (Г. И. Марчук).
М. А. Лаврентьев и А. И. Мальцев инициировали передачу кафедры
математического анализа тридцатилетнему профессору Ю. Г. Решетняку,
который поставил свой революционный курс математического анализа, где
интеграл Лебега возникает уже на втором курсе и где впервые в
университетской практике ориентированное интегрирование дано в рамках
теории внешних дифференциальных форм.
Многие из указанных (и еще большее количество неназванных) новаций в
преподавании осуществлялись быстро и решительно в смелом стиле отказа
от прежних методических догм и накатанной колеи учебного процесса. В
НГУ в административной сфере таким революционным для той поры и
безусловно прогрессивным стало решение о широком совместительстве,
привносившем в преподавание новости передовой науки.
Следует осознать, что главная ценность оставленного опыта —
традиция новаторства — сплав энтузиазма и смелости юности с мощной силой
среднего возраста и спокойной мудростью стариков. В настоящее время мы
повсеместно наблюдаем отказ от новаторства, происходящий, как это не
удивительно, под флагом сохранения и защиты традиций. Господствует
тенденция десятилетиями оставлять без перемен когда-то передовые
учебные планы.
В радикально новых условиях жизни страны для НГУ стало тормозом
стремление сохранить и даже умножить число совместителей, приводящее к
неоправданному размножению и дроблению аналогичных курсов. В этой
связи к чтению потоковых лекций и семинарам зачастую привлекаются
рядовые, а не лучшие исполнители. В результате труд преподавателей
стал по существу неоплачиваемым и, стало быть, рабским.
Мы развешиваем портреты уважаемых предшественников и героев прошлого,
называем их именами аудитории и улицы, но безвозвратно теряем самое
главное, внесенное предками в преподавание, — обостренное чувство
нового, стремление сократить дистанцию между передовым фронтом науки и
студенческой скамьей.
Сохранять лучшие традиции отечественной высшей школы — это значит
смело реформировать учебные планы, приближать преподавание к
современному уровню науки, отвечать вызовам времени.
Необходимо капитально реорганизовать издательский процесс,
инвентаризовать имеющееся богатство учебников, созданных в НГУ, связанных
с НГУ и определяющих лицо НГУ в мире. Мы задавали тон и уровень в стране
во многих направлениях науки.
Это нужно возродить, продолжить и пропагандировать.
Уверен, что следующее мое замечание будет воспринято с должным
чувством юмора и правильно понято глубокоуважаемыми членами Совета.
Я думаю, что настала пора провести известную
геронтологическую
демаркацию. Надо поощрять задор и предприимчивость молодых,
сохраняя потенциал новаторства и навыки лидерства,
присущие учёным старших поколений, воспитанных на
пионерском опыте отцов-основателей Сибирского отделения и НГУ.
Мне кажется пора меньше обременять
административными должностями и учёными советами
наших уважаемых профессоров пенсионного возраста. Я сам такой!
Разумеется, уникальный педагогический потенциал,
жизненный опыт и мудрость зрелых мужей науки
необходимо всячески использовать. Например, вместо методических
комиссий при или над административными советами
стоит создать «советы старейшин», передав туда
методические и редакционно-издательские функции.
© Кутателадзе С. С. 2005