Институт математики им.  С. Л.  Соболева СО  РАН
Лаборатория Анализа Данных
Новосибирская консерватория им.  М. И.  Глинки
Фиты и лица

          Фитами называют фрагменты песнопений, представляющие собой совокупность фитного графического начертания и соответствующего ему мелодического оборота. Фитное начертание - это сочетание знамен, в состав которого входит знак фиты ( Fita ), например, 1024 Fita 1003 0221 . Если знаменам соответствуют чаще всего один или два-три звука, то фитам - целые напевы. Принципиальная отличительная черта фитных начертаний заключается в "тайнозамкненности", которой нет в обычных начертаниях знаменной нотации. Термин "тайнозамкненный" слагается из слов: "тайно" и "замкненный", т.е. замкнутый. "Тайнозамкненность" - графический прием зашифровки напева посредством такого условного сочетания знамен ("начертания"), которое не образует этого напева в случае исполнения знамен в этом же последовании, но согласно их общему певческому значению [1]. Этим фиты несколько напоминают идиоматические обороты в естественном языке. В общем случае тайнозамкненность предполагает изображение сложного и продолжительного напева сокращенным способом.

          Внешние проявления тайнозамкненности различны. Существует два вида знамен, входящих в тайнозамкненные начертания: имеющие самостоятельное певческое значение и не имеющие его вне этого начертания. К последним относятся фита (буква) - Fita, рог - Fita и змийца - 1301 . Наличие этих знамен в начертании является явным признаком тайнозамкненности. Некоторые начертания не содержат явных признаков тайнозамкненности, но являются таковыми. Тайнозамкненость возникает там, где имеет место нарушение обычных для знаменной семиографии последований знамен: тандемное удвоение и утроение знамен или повторение какого-либо сложного знамени, хотя бы вперемежку с другими знаменами (речь не идет о сериях стопиц или крюков). Такие комбинации знамен называют лицевыми: 1021 1401 1701 1021 (удвоение); 1701 0221 1021 1021 1301 1021 (утроение); 1801 1401 1871 1401 1801 1401 1301 (повторение одинаковых фрагментов); 1021 1401 1301 1401 1021 (симметрия относительно центрального знамени).

          Итак, лицевое начертание (лицо) - такое сочетание знамен, которое содержит один или несколько явных или условных признаков тайнозамкненности (но не знак фиты!). В лицевых начертаниях употребляются почти все знамена, поэтому вид начертания определяется в бoльшей мере порядком следования знамен, чем их подбором. Лицевое и фитное начертание может состоять из разного числа знамен, что определяется, в частности, его эволюционной историей. Значительное число лицевых начертаний содержит от 3 до 5 знамен. Исключения составляют тайнозамкненные статьи, окружение которых состоит из одного знамени, предшествующего статье. В фитных начертаниях у знака фиты всегда есть сопровождение, состоящее хотя бы из одного знамени ( Fita 1003 ).

          Распев лица или фиты может приходиться на различные слова и, следовательно, на различное число слогов. Слова "приспосабливаются" к лицу или фите двумя способами: в одном случае при изменении числа слогов текста (распевается другое слово) число их в разводе остается прежним, в другом - изменяется число слогов под распевом. Разводы, под которыми размещается несколько слов (больше двух) редки.

          Фиты служат мелизматическим украшением распева, т.е. основные (опорные) ноты распева сопровождалются вспомогательными мелодическими фигурами. Именно в таких участках распева распевщик и певец показывают свое вокальное мастерство и владение техникой распева. В наибольшей степени лицами и фитами украшались песнопения торжественные и праздничные. В песнопениях рядовых иногда можно встретить только лица и совсем не найти фит. Распевы лиц отличаются от фит меньшей развитостью и продолжительностью. В целом же четкую границу между лицами и фитами провести трудно, более того, с течением времени она размывалась все больше и больше. Н.Успенский считает лица выражением творческой природы знаменного распева [3]. Эта мысль смыкается с выводом Бражникова о том, что лица имеют "почвенное" русское происхождение, тогда как фитные распевы исходят из Византии.

          Фитники - сборники фит и лиц - встречаются и как разделы азбук, и в виде отдельных руководств. Фитники распадаются на виды, содержащие: а) начертания фит и лиц без разводов; б) начертания фит и лиц с разводами дробным знаменем; в) только разводы без начертаний и др. Развод есть изложение (раскрытие) тайнозамкненного начертания посредством простых знамен ("дробным знаменем"), не имеющих каждое в отдельности никакой тайнозамкненности, а распев - это мелодическое содержание тайнозамкненного начертания, графически выраженное посредством развода [1].

          Фитники очень разнообразны, если даже принадлежат одному виду. Никакой фитник, включая самый подробный, не может служить ключом к чтению всех фит и лиц, и данные одного фитника не могут быть распространены на фиты всех знаменных рукописей. Фиты и лица считаются тождественными, если они имеют одинаковый распев, независимо от того, совпадают или различны их начертания. Если же распевы различны, то фиты и лица считаются различными даже в случае совпадения их начертаний.

          Безразводные фитники XVI и начала XVII веков незначительны по объему, но с конца XVII в. количество лиц и фит существенно возрастает. Понятно поэтому, что фитник должен был быть построен так, чтобы певец, пользующийся им, легко отыскивал нужное ему начертание с разводом. Этому способствует подчиненность фитного пения системе осмогласия, которая находит свое отражение в распределении в фитнике фит и лиц по гласам. Заметим, что такое размещение свойственно исключительно фитникам с разводами. В безразводных фитниках нет обозначений гласов. Таким образом, в XVI веке принадлежность лиц и фит к тому или иному гласу определялась по тому песнопению, в котором они встретились. Лица и фиты, содержащиеся в фитниках. распределяются по гласам неравномерно, что зависит от мелодического богатства каждого гласа.

          Фитники позволяют осветить связь начертаний фит и лиц с их разводами и значение стоящих при этих начертаниях киноварных помет и признaков. Пометы, появление которых содействовало упорядочению и уточнению распевов фит и лиц, помогают раскрыть их содержание.

          Фитные и лицевые тексты, приводимые в фитниках, представляют собой отдельные слова из богослужебных песнопений. Эти слова, подписанные перед начертанием, вносятся в фитники, после чего дается развод. Если под начертанием дано название фиты, то текст помещается под знаменами развода.

          Перечень из 309 наименований фит (и некоторых лиц), установленных по фитникам XV-XVIII веков, приведен в книге М.В.Бражникова [2]. К сожалению, значительная часть их не имеет разводов.

Литература
  1. М. В. Бражников. Древнерусская теория музыки. - Л.: Музыка, 1972.
  2. М. В. Бражников. Лица и фиты знаменного распева. - Л.: Музыка, 1984. - 302 с.
  3. Н. В. Успенский. Отзыв о работе М.В.Бражникова " Лица и фиты знаменного распева" от 9-го декабря 1950 г. РНБ, ф. 1147.

На предыдущую страницу

На главную страницу