Фитами называют фрагменты песнопений, представляющие собой
совокупность фитного графического начертания и соответствующего ему
мелодического оборота. Фитное начертание -
это сочетание знамен, в состав
которого входит знак фиты (
), например,
. Если знаменам
соответствуют чаще всего один или два-три звука, то фитам - целые напевы.
Принципиальная отличительная черта фитных начертаний заключается в
"тайнозамкненности", которой нет в обычных начертаниях знаменной нотации.
Термин "тайнозамкненный" слагается из слов: "тайно" и "замкненный", т.е.
замкнутый. "Тайнозамкненность" -
графический прием зашифровки напева
посредством такого условного сочетания знамен ("начертания"), которое не
образует этого напева в случае исполнения знамен в этом же последовании, но
согласно их общему певческому значению [1]. Этим фиты несколько
напоминают идиоматические обороты в естественном языке. В общем случае
тайнозамкненность предполагает изображение сложного и продолжительного
напева сокращенным способом.
Внешние проявления тайнозамкненности различны. Существует два
вида знамен, входящих в тайнозамкненные начертания: имеющие
самостоятельное певческое значение и не имеющие его вне этого начертания. К
последним относятся фита (буква) -
,
рог -
и змийца -
. Наличие этих
знамен в начертании является явным признаком тайнозамкненности.
Некоторые начертания не содержат явных признаков
тайнозамкненности, но являются таковыми. Тайнозамкненость возникает
там, где имеет место нарушение обычных для знаменной семиографии
последований знамен: тандемное удвоение и утроение знамен или
повторение какого-либо сложного знамени, хотя бы вперемежку с другими знаменами
(речь не идет о сериях стопиц или крюков). Такие комбинации знамен
называют лицевыми:
(удвоение);
(утроение);
(повторение одинаковых фрагментов);
(симметрия относительно центрального знамени).
Итак, лицевое начертание
(лицо) - такое сочетание знамен, которое
содержит один или несколько явных или условных признаков
тайнозамкненности (но не знак фиты!). В лицевых начертаниях употребляются
почти все знамена, поэтому вид начертания определяется в бoльшей мере
порядком следования знамен, чем их подбором. Лицевое и фитное начертание может
состоять из разного числа знамен, что определяется, в частности, его
эволюционной историей. Значительное число лицевых начертаний содержит от
3 до 5 знамен. Исключения составляют тайнозамкненные статьи, окружение
которых состоит из одного знамени, предшествующего статье. В фитных
начертаниях у знака фиты всегда есть сопровождение, состоящее хотя бы из
одного знамени (
).
Распев лица или фиты может приходиться на различные слова и,
следовательно, на различное число слогов. Слова "приспосабливаются" к лицу
или фите двумя способами: в одном случае при изменении числа слогов текста
(распевается другое слово) число их в разводе остается прежним, в другом -
изменяется число слогов под распевом. Разводы, под которыми размещается
несколько слов (больше двух) редки.
Фиты служат мелизматическим украшением распева, т.е. основные
(опорные) ноты распева сопровождалются вспомогательными мелодическими
фигурами. Именно в таких участках распева распевщик и певец показывают свое
вокальное мастерство и владение техникой распева. В наибольшей степени
лицами и фитами украшались песнопения торжественные и праздничные. В
песнопениях рядовых иногда можно встретить только лица и совсем не найти
фит. Распевы лиц отличаются от фит меньшей развитостью и
продолжительностью. В целом же четкую границу между лицами и фитами
провести трудно, более того, с течением времени она размывалась все больше и
больше. Н.Успенский считает лица выражением творческой природы знаменного
распева [3]. Эта мысль смыкается с выводом Бражникова о том, что лица имеют
"почвенное" русское происхождение, тогда как фитные распевы исходят из
Византии.
Фитники
- сборники фит и лиц - встречаются и как разделы азбук, и в
виде отдельных руководств. Фитники распадаются на виды, содержащие:
а) начертания фит и лиц без разводов; б) начертания фит и лиц с разводами
дробным знаменем; в) только разводы без начертаний и др.
Развод есть
изложение (раскрытие) тайнозамкненного начертания посредством простых
знамен ("дробным знаменем"), не имеющих каждое в отдельности никакой
тайнозамкненности, а распев -
это мелодическое содержание тайнозамкненного
начертания, графически выраженное посредством развода [1].
Фитники очень разнообразны, если даже принадлежат одному виду.
Никакой фитник, включая самый подробный, не может служить ключом к
чтению всех фит и лиц, и данные одного фитника не могут быть
распространены на фиты всех
знаменных рукописей. Фиты и лица считаются
тождественными, если они имеют одинаковый распев,
независимо от того,
совпадают или различны их начертания. Если же распевы различны, то фиты и
лица считаются различными даже в случае совпадения их начертаний.
Безразводные фитники XVI и начала XVII веков незначительны по
объему, но с конца XVII в. количество лиц и фит существенно возрастает.
Понятно поэтому, что фитник должен был быть построен так, чтобы певец,
пользующийся им, легко отыскивал нужное ему начертание с разводом. Этому
способствует подчиненность фитного пения системе осмогласия, которая
находит свое отражение в распределении в фитнике фит и лиц по гласам.
Заметим, что такое размещение свойственно исключительно фитникам с
разводами. В безразводных фитниках нет обозначений гласов. Таким образом, в
XVI веке принадлежность лиц и фит к тому или иному гласу определялась по
тому песнопению, в котором они встретились. Лица и фиты, содержащиеся в
фитниках. распределяются по гласам неравномерно, что зависит от
мелодического богатства каждого гласа.
Фитники позволяют осветить связь начертаний фит и лиц с их разводами
и значение стоящих при этих начертаниях киноварных помет и признaков.
Пометы, появление которых содействовало упорядочению и уточнению
распевов фит и лиц, помогают раскрыть их содержание.
Фитные и лицевые тексты, приводимые в фитниках, представляют собой
отдельные слова из богослужебных песнопений. Эти слова, подписанные перед
начертанием, вносятся в фитники, после чего дается развод. Если под
начертанием дано название фиты, то текст помещается под знаменами развода.
Перечень из 309 наименований фит (и некоторых лиц), установленных
по фитникам XV-XVIII веков, приведен в книге М.В.Бражникова [2].
К сожалению, значительная часть их не имеет разводов.