Термин “попевка” возник в практике древнерусского певческого
искусства и нашел отражение в его теории. Начало формирования попевки
восходит ко времени становления осмогласия - системы гласов, служившей
для музыкального оформления христианского богослужения. Попевками
называются устойчивые мелодические обороты, принадлежащие определенным
гласам. Существуют попевки, общие для нескольких гласов и специфические
для каждого гласа. Со временем количество попевок так возросло, что
удерживать их все в памяти стало невозможно. В XVII веке появились
сборники попевок – кокизники. Количество попевок в них разное, нет и
единого порядка расположения. Каждая попевка имеет свое название
(для одной из них собственным названием является слово “кокиза”). На страницах
кокизника приводятся начертания попевок с их названиями, а справа или слева
от каждой попевки указывается слово из наиболее известного песнопения, в
котором она использована. Это помогало певцу опознать попевку по слову, а не начертанию.
Итак, попевка – это мелодическая основа осмогласия. Без попевок
немыслима система осмогласия, а, следовательно, знаменный распев [1].
В древнерусской музыкальной теории термин “попевка” встречается уже
в азбуках - перечислениях XV-XVI веков. В научный обиход термин “попевка”
введен С.В.Смоленским [2]. Он считал отличительными признаками попевки
краткость звучания напева, нетайнозамкненность начертания (см. раздел “фиты
и лица”) и гласовую характерность. Основываясь на понимании осмогласия
как системы гласовых попевок, В.М.Металлов [3] опубликовал довольно
представительный свод попевок знаменного распева, которым и поныне
пользуются исследователи. В составленном им алфавитном списке их 280, а в
сумме по отдельным гласам - 506 (не считая фит). Неизвестно, что заставило
его ограничиться лишь таким количеством попевок.
По мнению М.В.Бражникова [4], суммарное число попевок,
представленных в кокизниках, около 1000. А.Н.Кручинина [5]
проанализировала свод из 200 попевок, составляющих основу попевочного
состава нескольких беспометных кокизников. Выявляя общие закономерности в
графическом оформлении попевок, она разбила их по типам кадансов на 24
группы, каждая из которых имеет свою первооснову (основную попевку).
Кручинина определяет попевку как мелодико-графическую формулу
знаменного распева, состоящую из двух элементов: относительно устойчивого
каданса (2 - 3 знамени) и предшествующего ему изменяемого по длине и составу
знамен подвода (2 - 5 знамен).
М.Г.Школьник [6] считает целесообразным пересмотреть такую
трактовку структуры знаменной попевки. Она показывает, что число элементов
в архетипе может быть меньше трех (1 - 2) или больше этого числа (4 - 6), а ядро
формулы (архетип) не всегда располагается в конце. Наш собственный опыт
анализа попевок на основе двознаменников показывает, что классифицировать
попевки лучше по их певческому значению (т.е. по нотолинейному, а не
знаменному представлению), поскольку существуют попевки с одинаковым
певческим значением, но непохожие по составу знамен.
Попевки могут образовывать устойчивые сочетания с другими
попевками и с отдельными знаменами. Складываясь из двух частей, такие
сложные “двойные” попевки образуют новую попевку, которую следует
рассматривать как самостоятельное целое.
Формального определения попевки как самостоятельной единицы не
существует. На описательном уровне для знаменного распева нужно
определить: 1) ее основной распев; 2) гласовую принадлежность; 3) место в
напеве; 4) связи с другими попевками; 5) варианты (мелодические);
6) наименования; 7) графическое выражение [4].
Самое трудное и существенное - определение основного распева
попевки. Без знания основного распева попевки не может быть окончательно
выяснена ее гласовая принадлежность, т.к. одного указания гласа в заголовке
недостаточно. Независимо от этого указания попевка может быть обнаружена и
в другом гласе. Основной напев может быть легко смешан с каким-либо его
вариантом или с распевом, близким по мелодическому рисунку другой попевке.
Изучение попевок с графической и формальной стороны по
кокизникам не позволяет осветить их в полной мере. Теория попевок должна
быть проверена практикой. “Осмогласие знаменного распева должно быть
изучаемо не по туманной отдаленной и умершей для нас системе старого
греческого осмогласия, а по живым мелодически типичным образцам каждого
гласа” [3]. Лучшим материалом для проведения исследования, с нашей точки
зрения, являются двознаменники, которые дают возможность определять и
графическое выражение попевки и, одновременно, ее нотолинейный
эквивалент. Существенно, что двознаменники датируются концом XVII века и
относятся к периоду наивысшего расцвета знаменного распева. Составленные
по двознаменникам своды попевок могут служить дешифровочными таблицами
для нотолинейной реконструкции знаменных рукописей как пометных, так и
беспометных (с определенными оговорками). Заметим, в частности, что в
подборке В.М.Металлова попевки представлены только в нотолинейной форме,
что затрудняет их использование для целей дешифровки. Двознаменники в
данном случае могут послужить основой для восстановления (с точностью до
синонимичных преобразований) знаменных эквивалентов указанных попевок.