Тандемы,
как специфические структурные единицы знаменного распева,
практически не рассматривались музыковедами-медиевистами, хотя опыт
изучения тандемов в других языковых системах свидетельствует об их
функциональной и/или эволюционной значимости.
Тандемными называются повторы, следующие в тексте непосредственно друг
за другом. Длины повторяющихся единиц равно, как и кратность повторений
могут меняться в широком диапазоне. Тандемно повторяющиеся единицы в
знаменном песнопении обычно состоят из:
- отдельных знамен
(в первую очередь стопиц и крюков) ;
- относительно коротких цепочек знамен,
которые часто играют или
роль "разделителей" ("спейсеров"), или "связок" функционально значимых
единиц знаменного распева, (например, "попевок");
- целых структурных единиц ("попевок").
Очень часто тандемные повторы встречаются в начертаниях лиц и фит. Однако
по составу знамен они обычно отличаются от тандемов, встречающихся на
стыках структурных единиц (в частности, попевок).
По аналогии с отдельными знаменами тандем, не меняющий своего
распева и звуковысотной привязки в песнопениях одного гласа, будем называть
внутригласовым инвариантом.
Важно отметить, что знамена, входящие в
тандем, могут демонстрировать инвариантность лишь в составе тандема.
Разнообразие и количество тандемов в песнопениях каждого гласа
довольно велико. Проведенный нами анализ двознаменного "Октоиха"
(Сол. 619/647, РНБ, С-Пб)
зафиксировал максимальную длину периода (длина
повторяющейся единицы) в тандемном повторе равную 5 для цепочек знамен и
12 - для нотолинейных цепочек. Максимальная кратность
повторения (9)
имеет место при длине периода 1 (серии стопиц), при длине периода 2
кратность не превышает 3, а при бoльшей длине периода встречаются лишь
двукратные тандемные повторы.
Самые частые тандемы - это серии из 2-3 стопиц. Тандемы с длинными
периодами, как правило, уникальны (встречаются по разу).
Распределение тандемных повторов по отдельным песнопениям зависит
от их жанра и требует специального изучения. Заметим, что существуют
отдельные песнопения, где тандемная повторность превалирует, используется
как элемент композиции. Наряду с совершенными тандемными повторами
встречаются и несовершенные, допускающие искажения.
Анализ тандемных повторов в знаменных песнопениях имеет
непосредственное отношение к проблеме нотолинейной реконструкции
знаменного распева. Специфика дешифровки тандемных повторов состоит в
том, что не всегда тандемному повтору знамен соответствует повтор в
нотолинейном тексте и наоборот.
Более подробную информацию о тандемных повторах см.
Тандемные повторы в знаменных песнопениях
(L5.zip 700 Kb).