Институт математики им.  С. Л.  Соболева СО  РАН
Лаборатория Анализа Данных
Новосибирская консерватория им.  М. И.  Глинки
Внутригласовые инварианты и квазиинварианты

          Ещё на этапе формирования электронной азбуки знаменного распева на основе двознаменных Октоихов конца XVII- начала XVIII в.в. [1] было замечено, что несмотря на многообразие вариантов распева большинства знамен в пределах конкретного гласа существуют отдельные повторяющиеся знамена, не меняющие своего распева в данном гласе. Мы назвали их внутригласовыми инвариантами (ВИ). Естественно было предположить, что существуют и цепочки знамен длины L = 2 и выше, также обладающие свойством однозначной интерпретации в песнопениях конкретного гласа. Это вытекает из "не совсем" очевидной посылки, что конкатенация (соединение) двух и более многозначных в общем случае знамен может, тем не менее, привести к появлению однозначно интерпретируемой цепочки. Первые эксперименты по формированию словарей ВИ на основе отдельных Октоихов описаны нами в [2].

          Понятие ВИ носит условный характер, поскольку зависит от исходной подборки двознаменных песнопений, в частности, от её объёма и жанрового состава. Незначительные изменения указанных параметров (увеличение объёма, добавление новых жанров или даже случайные ошибки, встречающиеся в самих двознаменниках, а также возникающие на этапе кодирования материала) могут привести к появлению нестандартных интерпретаций у цепочек, ранее охарактеризованных как ВИ, что эквивалентно нарушению требования однозначности интерпретации. Если отклонений от стандартной (наиболее часто встречающейся в гласе) интерпретации немного, естественно назвать соответствующую повторяющуюся цепочку знамен внутригласовым квазиинвариантом (КВИ) и использовать её для целей дешифровки, памятуя, что в некоторых случаях мы можем допустить "ошибку". Кавычки здесь поставлены для того, чтобы показать, что в большинстве случаев такого рода "ошибки" носят характер допустимого варьирования (секвентный перенос, заполнение интервала и т.п.). Это означает, что мы не слишком ошибёмся, интерпретируя знамя нестандартным образом.

          На данный момент словари ВИ и КВИ построены для каждого из 8 гласов каждого из трёх Октоихов и достаточно детально охарактеризованы в [3]. (См. Фрагменты словарей ВИ и КВИ L = 1, L = 2, 3).

          К достоинствам словарей ВИ и КВИ можно отнести:

  • возможность использования их для дешифровки беспометной нотации. Это достигается устранением на начальном этапе из исходных знаменных текстов всех помет (степенных и указательных), что эквивалентно агрегированию элементов исходного алфавита. Так, например, в один класс будут объединены знамена Z0121, Z0121_L, Z0121_U с любой степенной пометой или без неё, отличающиеся по своему распеву и звуковысотной привязке. Предполагается, что утерянная при агрегировании алфавита информация, позволяющая различать эти знамена, будет восстановлена за счёт различия контекстов – цепочек знамен из словарей ВИ и КВИ, содержащих данное знамя (Z0121 );
  • суммарные (по всем длинам L = 1,2,3,...) объёмы словарей ВИ и КВИ в каждом гласе достаточно велики (~ 250 - 450 цепочек в зависимости от гласа). Это обеспечивает достаточно высокую покрываемость (60 - 70 %) цепочками из словарей ВИ и КВИ контрольных песнопений, не участвовавших в формировании этих словарей. Иными словами, будут правильно восстановлены распевы и звуковысотные привязки примерно для 60 - 70 % знамен (в зависимости от гласа) из состава беспометных песнопений;
  • длины ВИ меняются в диапазоне от L = 1 до 15, у КВИ верхняя граница ниже, т.е. среди них встречаются единицы разных иерархических уровней – от одиничных знамен до устойчивых комбинаций из 2 – 3 попевок. Короткие ВИ и КВИ (L = 1 - 3) часто, но далеко не всегда, входят в состав кадансовых структур попевок; ВИ и КВИ средней длины (3 < L < 9) – в основном попевки или тандемные повторы (см. следующий раздел); длинные ВИ (L > 8) – комбинации разных СЕ (двух попевок, тандемного повтора с попевкой и т.п.). Заметим, что единицам нижнего уровня (кадансы, подводы в составе попевок [4]) и верхнего (устойчивые комбинации разных СЕ) не уделяется особого внимания в теоретических руководствах. Словари ВИ и КВИ создают реальную основу для их изучения;
  • словари КВИ обеспечивают широкие возможности для анализа вариативности знаменного распева. Детализация интерпретаций, не являющихся доминирующими для данного знамени (например, секвентных переносов), может способствовать выработке более гибкой стратегии нотолинейной реконструкции с более высокими показателями покрывамости.

          Завершая данный раздел, отметим, что словари ВИ и КВИ можно рассматривать как специфическую систему структурных единиц разного иерархического уровня, места вхождения которых в текст характеризуются существенным снижением уровня неоднозначности в интерпретации знамен. Словари отражают реальную певческую практику конца XVII- начала XVIII века – периода расцвета знаменного пения. Они пригодны для дешифровки не только пометных, но и беспометных текстов.

Литература
  1. И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова. Электронная азбука знаменного распева: Предварительная версия. // Анализ структурных закономерностей. – Новосибирск, 2005, - Вып. 174: Вычислительные системы, с.29–53.
  2. И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова. Компьютерный поиск инвариантных структурных единиц знаменного распева. // Проблемы музыкальной науки, т. 1(8). – Уфа, Гидем, 2011, с.20-24.
  3. И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова. Выявление инвариантов и квазиинвариантов знаменного распева с помощью билингв типа «знамя-нота». // Материалы Всероссийской с международным участием конференции «Знания - Онтологии - Теории» (ЗОНТ - 2013), Новосибирск, 8 - 10 октября 2013г. – Новосибирск: Изд-во Института математики СО РАН, 2013. Т.1, с.27-35.
  4. А. Н. Кручинина. Попевка в русской музыкальной теории XVIIвека: Дисс. канд. искусствовед. наук: 17.00.02. - Л., 1979.

На предыдущую страницу

На главную страницу