Ещё на этапе формирования электронной азбуки знаменного распева на
основе двознаменных Октоихов конца XVII- начала XVIII в.в. [1] было
замечено, что несмотря на многообразие вариантов распева большинства
знамен в пределах конкретного гласа существуют отдельные повторяющиеся
знамена, не меняющие своего распева в данном гласе. Мы назвали их
внутригласовыми инвариантами (ВИ).
Естественно было предположить, что
существуют и цепочки знамен длины L = 2 и выше, также обладающие
свойством однозначной интерпретации в песнопениях конкретного гласа. Это
вытекает из "не совсем" очевидной посылки, что конкатенация (соединение)
двух и более многозначных в общем случае знамен может, тем не менее,
привести к появлению однозначно интерпретируемой цепочки. Первые
эксперименты по формированию словарей ВИ на основе отдельных Октоихов
описаны нами в [2].
Понятие ВИ носит условный характер, поскольку зависит от исходной
подборки двознаменных песнопений, в частности, от её объёма и жанрового
состава. Незначительные изменения указанных параметров (увеличение
объёма, добавление новых жанров или даже случайные ошибки, встречающиеся
в самих двознаменниках, а также возникающие на этапе кодирования
материала) могут привести к появлению нестандартных интерпретаций у
цепочек, ранее охарактеризованных как ВИ, что эквивалентно нарушению
требования однозначности интерпретации. Если отклонений от стандартной
(наиболее часто встречающейся в гласе) интерпретации немного, естественно
назвать соответствующую повторяющуюся цепочку знамен
внутригласовым квазиинвариантом
(КВИ) и использовать её для целей дешифровки, памятуя,
что в некоторых случаях мы можем допустить "ошибку". Кавычки здесь
поставлены для того, чтобы показать, что в большинстве случаев такого рода
"ошибки" носят характер
допустимого варьирования
(секвентный перенос,
заполнение интервала и т.п.). Это означает, что мы не слишком ошибёмся,
интерпретируя знамя нестандартным образом.
На данный момент словари ВИ и КВИ построены для каждого из 8
гласов каждого из трёх Октоихов и достаточно детально охарактеризованы в [3].
(См. Фрагменты словарей ВИ и КВИ
L = 1,
L = 2, 3).
К достоинствам словарей ВИ и КВИ можно отнести:
- возможность использования их для дешифровки беспометной нотации.
Это достигается устранением на начальном этапе из исходных знаменных текстов
всех помет (степенных и указательных), что эквивалентно агрегированию
элементов исходного алфавита. Так, например, в один класс будут объединены знамена
,
,
с любой степенной пометой или без неё, отличающиеся по своему распеву и звуковысотной привязке.
Предполагается, что утерянная при агрегировании алфавита информация,
позволяющая различать эти знамена, будет восстановлена за счёт различия
контекстов – цепочек знамен из словарей ВИ и КВИ, содержащих данное знамя
( );
- суммарные (по всем длинам L = 1,2,3,...) объёмы словарей ВИ и КВИ в
каждом гласе достаточно велики (~ 250 - 450 цепочек в зависимости от гласа).
Это обеспечивает достаточно высокую покрываемость (60 - 70 %) цепочками из
словарей ВИ и КВИ контрольных песнопений, не участвовавших в
формировании этих словарей. Иными словами, будут правильно восстановлены
распевы и звуковысотные привязки примерно для 60 - 70 % знамен (в
зависимости от гласа) из состава беспометных песнопений;
- длины ВИ меняются в диапазоне от L = 1 до 15, у КВИ верхняя граница ниже,
т.е. среди них встречаются единицы разных иерархических уровней – от
одиничных знамен до устойчивых комбинаций из 2 – 3 попевок. Короткие ВИ и
КВИ (L = 1 - 3) часто, но далеко не всегда, входят в состав кадансовых структур
попевок; ВИ и КВИ средней длины (3 < L < 9) – в основном попевки или
тандемные повторы (см. следующий раздел); длинные ВИ (L > 8) – комбинации
разных СЕ (двух попевок, тандемного повтора с попевкой и т.п.). Заметим, что
единицам нижнего уровня (кадансы, подводы в составе попевок [4]) и верхнего
(устойчивые комбинации разных СЕ) не уделяется особого внимания в
теоретических руководствах. Словари ВИ и КВИ создают реальную основу для их изучения;
- словари КВИ обеспечивают широкие возможности для анализа
вариативности знаменного распева. Детализация интерпретаций, не
являющихся доминирующими для данного знамени (например, секвентных
переносов), может способствовать выработке более гибкой стратегии
нотолинейной реконструкции с более высокими показателями покрывамости.
Завершая данный раздел, отметим, что словари ВИ и КВИ можно
рассматривать как специфическую систему структурных единиц разного
иерархического уровня, места вхождения которых в текст характеризуются
существенным снижением уровня неоднозначности в интерпретации
знамен. Словари отражают реальную певческую практику конца XVII-
начала XVIII века – периода расцвета знаменного пения. Они пригодны для
дешифровки не только пометных, но и беспометных текстов.
Литература
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
Электронная азбука знаменного распева: Предварительная версия. //
Анализ структурных закономерностей. – Новосибирск, 2005, -
Вып. 174: Вычислительные системы, с.29–53.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
Компьютерный поиск инвариантных структурных единиц знаменного распева. //
Проблемы музыкальной науки, т. 1(8). – Уфа, Гидем, 2011, с.20-24.
- И. В. Бахмутова, В. Д. Гусев, Т. Н. Титкова.
Выявление инвариантов и квазиинвариантов знаменного распева с помощью билингв типа «знамя-нота».
// Материалы Всероссийской с международным участием конференции «Знания - Онтологии - Теории»
(ЗОНТ - 2013), Новосибирск, 8 - 10 октября 2013г. – Новосибирск:
Изд-во Института математики СО РАН, 2013. Т.1, с.27-35.
- А. Н. Кручинина. Попевка в русской музыкальной теории XVIIвека:
Дисс. канд. искусствовед. наук: 17.00.02. - Л., 1979.
|