Мои заметки
«Апология Евклида» и
«Бурбакизм и „бурбакизм“»
задуманы как информация к размышлению об опасностях для нашего научного
сообщества, которые представляет
стиль публичных разоблачений
«бурбакизма», прозвучавших в дискуссии о проблемах преподавания функционального анализа в НГУ.
Этот стиль я охарактеризовал как «поносный», имея в виду все
многообразие оттенков богатого русского слова.
Некоторые участники дискуссии
гадость почувствовали, но должным образом её не квалифицировали и нужного
ответа не дали.
Храм науки — не дом терпимости.
Пришлось вмешаться, чтобы разъяснить читателям порочность
поверхностных суждений, пропитанных несправедливостью не только по
отношению к таким замечательным людям, как Евклид и участники проекта
Бурбаки, но и к тем, кто указанным мастерам математики благодарен и
учится у них. Как собеседников и адресатов своей апологии Евклида я
прежде всего имею в виду молодых людей с недостаточным опытом.
Не забывал я и о
Владимире Игоревиче Арнольде, чьи
благородные боль и
страсть защитника науки и образования от обскурантов иногда играют
последним на руку, давая оружие людям некомпетентным и/или
злобствующим, каковых не счесть всегда было, есть и будет.
Представим себе на минутку, что у меня не было бы отзыва автора
предисловия к шестому изданию книги «Колмогоров и Фомин»,
который пишет, что Кутателадзе антибурбакист, а обвинения в «бурбакизме»
звучали из уст заведующего кафедрой математического анализа. Кто бы
читал курс функционального анализа на следующий год? Или еще пример —
кто-то из молодых разделяет аналогичные моим воззрения и читает
по моей книге лекции, а начальник этого молодого человека
преследует с тем же набором аргументов, каковые против меня выдвинуты.
Что ждет такого молодого человека?
Нельзя игнорировать опасный стиль инвектив и дацзыбао,
который использует слова «Бурбаки» и «бурбакизм»
также, как во времена Лысенко говорили «Мендель» и
«вейсманизм-морганизм» — в качестве жупела и дубины:
«Ату его — он бурбакист! Он против Колмогорова!».
При этом задача разобраться в стиле Евклида и
его отличиях от дурного «бурбакизма» в преподавании даже
не формулируется. Научная дискуссия подменяется огульным
навешиванием ярлыков на своих коллег, голословными обвинениями
в мелкотемье, изоляционизме, местничестве, поддержке «хилых»
теорий и диссертаций.
Не повезло с объектами атаки. Разоблачение ретроградов и
антиколмогоровцев не состоялось. А как быть гипотетическому молодому
человеку? Тот ведь не сможет вытащить из своего стола положительные
отзывы представителей школ
Колмогорова и
Фихтенгольца и будет
беззащитно съеден начальником под мерный приговор вредоносному
«бурбакизму».
Против нападок на стиль классика нашей науки мною писана
«Апология Евклида». Рассказик про историю учебника показывает
истинную цену обвинений в «бурбакизме». Зрелых мужей науки
банальности, глупости и
базар не достают. Вместе с тем надо понимать, что не у всех накоплены
научный багаж и серьезная репутация, есть полемический опыт и
готовые наборы нужных справок, рецензий и друзей для того,
чтобы противостоять огульным обвинениям. Поэтому уместно
рассказать молодым людям каким трудом достаются серьезные вещи
и как просто и легко подвирать и подтасовывать.
Природа демагогии, её источники и приемы не меняются веками — к ней
охотно прибегают при желании выбить себе местечко, удержаться на плаву
или конкуренту ножку подставить, а чаще просто для того, чтобы
прикрыть ширмой искателя истины и борца за чистоту науки свои вполне
обыденные и приземленные слабости и амбиции. Материалы
дела Лузина и
августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года дают тому классические примеры.
Да и из новосибирских эпизодов борьбы за лидерство с помощью очернения и
топтания конкурентов можно немало поучительного почерпнуть. Ничего
особо нового в этой сфере в России не появилось. Цели демагогии и её
поносный стиль не изменились ни на йоту.
В общественную жизнь нашей страны нельзя допустить и намека
на атмосферу публичных разоблачений, охаивания научных школ
и навешивания ярлыков. Любые поползновения к этому должны и будут
получать отпор в момент возникновения. Разоблачение «бурбакизма»
в курсе функционального анализа НГУ — бледненький фантом
лысенкоизма.
Лысенкоизм гикнулся в ХХ веке, его хилый фантом
окочурился при рождении.
© Кутателадзе С. C. 2005