Нельзя не ответить на математическую часть вопроса: «почему в формуле именно двойка, а не, например, 1,9 или, например, не 1,99?». Дело в том, что два землекопа — это не один землекоп и не полтора землекопа, а ровно два. У здорового млекопитающего два глаза, а не 1,9 глаза и не 1,99 глаза. Такая вот безупречная точность и поразительная красота в планировании грунтовых работ и биологии, проверенная бесконечным числом экспериментов. В математике и физике дело обстоит ровно также. Площадь круга пропорциональна квадрату радиуса, а при увеличении радиуса сферы происходит квадратичное увеличение площади. Два тела — это как раз два тела, ни на йоту больше, ни на йоту меньше. В законе обратных квадратов фигурирует вторая степень, а не степень 1,9 и не степень 1,99.
Классическая формулировка закона всемирного тяготения относится строго к двум телам и связана с общими научными установками Ньютона. Та же математическая определенность характерна для созданной им техники дифференциального и интегрального исчислений. Во втором законе Ньютона фигурирует вторая производная, так как речь идет об ускорении. Скорость можно выразить как производную пути, а ускорение — как производную скорости. Повторная производная оказалась второй в порядке сохранения красоты и точности.
Не следует забывать, что помимо целой двойки в законе тяготения Ньютона и законе взаимодействия точечных зарядов Кулона фигурируют необходимые экспериментальные постоянные, а в формуле для площади круга помимо квадрата радиуса участвует элегантная, но трансцендентная константа.
Обсуждая законы Ньютона и Кулона, Фейнман подчёркивал:
Современная математика и дробные производные придумала, да в законах Ньютона они ни к чему. Наука умеет много гитик, но по-прежнему 2 не равно ни 1,9 ни 1,99. «Непостижимая эффективность математики в естественных науках» связана не в малой мере именно с этими обстоятельствами. Правда, 2 равно 1,999..., где 9 стоит в периоде, с самой что ни на есть абсолютной точностью. Похоже, что некоторые эксперименты именно это и подтверждают.
Математика столь же вариативна как и всё мышление. Математический аппарат подбирается исследователем в рамках изучаемой модели реального или идеального феномена. Никакие дискурсы и никакие опыты внутри и вокруг математики не превращают её в экспериментальную науку вопреки многим противоположным суждениям. Почему, отчего и откуда они исходят в наше время, диву даёшься.
C. Кутателадзе
5 декабря 2009 г.
English Page | Russian Page |