СОЦИОЛОГ — ХОРОШО...

Полюбопытствовал — совершенно случайно — довольно забавными в своей резкости сочинениями молодого человека. По профессии — социолог, и этим всё сказано. Обижаться еще рано: моя профессия — математик, и этим всё сказано. И социолог и математик — эпизодические роли человека. Каждый из нас шире любой своей социальной атрибутики — сказать всё невозможно ни об одном человеке.

Социология — вещь недавняя. И предмет у неё особый есть, и кое-какие методы в наличии, и кое-какие знания в систему приведены. В последнем предложении можно «социология» на «математика» заменить. Получится похоже, да звучит по-иному. Вот такой экспериментальный факт. Математика заслужила доверие людей, а социологии до этого ещё далеко.

Читаю запев одного поста: «Недавний опрос Левада-центра был посвящен интересной теме (http://www.levada.ru/21-11-2012/76)». Речь идёт о патриотизме в России. В своём сочинении наш социолог делает далеко идущие выводы, высказывает порою радикальные суждения, опираясь на данные Левада-центра. Однако ссылка не работает, и знакомство с первоисточником у читателя состояться не может. Вроде бы ничего особенного — бывает со всеми, страничка переехала, изменился дизайн сайта, да мало что ещё могло случиться. Так-то это так, да не так.

Через некоторое время данные нашлись, но счастья это не прибавило. Вот парочка вопросиков, что социологи не один раз задавали в последние десять лет. «Насколько Вы гордитесь тем, что являетесь гражданином/гражданкой России»? «В какой мере Вы согласны с высказыванием: „В России происходит сейчас такие дела, что заставляет меня испытывать стыд за неё“»? Грамматика оригинала сохранена! Sapienti sat.

Социология организационно из недр философии произрастает. Мемы философии социологию преследуют. Полезно помнить, что никаким поиском истины философия не занимается, вопреки противоположным мифам и фантазиям. Философия в России — обширный заповедник сомнительных дискурсов и ненаучных амбиций. Россия тут не одинока, но в первых рядах по невежественности дискурсов. Философ интересен своим субъективизмом, который к поиску истины отношения не имеет. Именно целостный, субъективный взгляд лучших философов ценят читатели, не имеющие целостного общего взгляда и ищущие опору своему субъективизму.

Философия — это любовь к истине, а не её поиск. Читать про любовь и любить — не одно и то же. Кант писал, что задача философии состоит в том, чтобы определять свои границы. Пусть философы этим и занимаются. Есть много полезных и интересных занятий, которые наукой не являются. Философия из этого ряда. Претензии на научность комичны, когда философы что-то высказывают за пределами своих границ. Демаркацию границ философии и со стороны науки, с которой она граничит, нужно проводить. Не стоит философам обижаться, когда их с чужой территории гонят за невежество.

Социология — мир субъективных мнений родственный философии. Нет больших оснований не относить суждения о философии к социологии. Неприлично приписывать социологии достижения математической статистики. Как воcстановить по выборке исходное распределение в статистике изучают. Подготовка социологов в сфере статистики высока не слишком. Сбор данных и теория их анализа — вещи совсем разные. Сбор данных — это еще не наука. Собирателей гербариев больше, чем ботаников, на порядки. Социологи в России, как правило, обслуживают властный интерес и только. Грубо это, конечно, звучит — особенно для тех, кто сферу обслуживания презирает, но в ней работает.

Социологи могут сколько угодно говорить о том, что непрофессионально и неприлично воспроизводить не все вопросы конкретного опроса, что у них есть свои особые методики разработки перекрёстных вопросов, которые позволяют установить подлинные настроения в обществе. Сказать можно всё, да мудрость не одним социологам принадлежит. Были когда-то — задолго до каких-либо зачатков социологии — такие гимнософисты. Они оставили нам в наследство «теорему пятого гимнософиста» — «задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ».

Все суждения интерпретатора социологических опросов (а это одно из основных занятий любого социолога) составляют, как правило, комбинации его субъективных взглядов с произвольными толкованиями недоступных или неполных экспериментальных данных. Между тем результаты любого публичного опроса на политическую тему зависят от поставленных вопросов и отражают в основном только те суждения, которые респонденты считают безопасными для себя лично и общественно допустимыми. Короче говоря, политическая социология — вещь явно или неявно ангажированная, а потому субъективная и, как правило, сервильная. Наука же субъективизма не терпит.

Социология, как и философия, — живое и развивающееся дело. В ней и умного немало отмечено. Проблемы возникают из-за отсутствия границ и сомнительных сентенций. Социолог вправе высказывать свои суждения, как и все остальные. Только от претензий на научность ему стоит почаще других воздерживаться.

С. Кутателадзе

7 декабря 2012 г. — 22 декабря 2014 г.


Addendum:

Социология — вершина науки или философия — вершина науки? Кроме философов и социологов этот вопрос вряд ли многих волнует. Надо ли говорить, что представители естественных наук соизмерением своих высот и вершин не заняты.

Отечественные философы и социологи немало обижаются, когда цитируют их публикации в научной печати, но не комментируют. Видят в этом издевательство и профанацию. Математики, физики и химики в подобных ситуациях не обижаются, да и слово профанация не из их крайне бедного лексикона. Например, каждый математик знает, что порядок — это рефлексивное, транзитивное и антисимметричное отношение, а любой физик скажет, что событие — точка пространства-времени. Можно кавычки ставить, а можно и нет — и никто не обижается. А вот процитировать философский пассаж на те же темы без комментария — поступок крайне неприличный, образец полного непонимания научной специфики и демонстрация прискорбного невежества в гуманитарной сфере. С особым почтением, сознавая всю глубину своего невежества, делюсь в качестве покаяния с такими же профанами из математики и физики суждениями о порядке и событии, несущими свет вершин науки в её болотистые низины:


English Page
Russian Page
© Кутателадзе С. С. 2012, 2014