Учителем Михаила Алексеевича Лаврентьева был Николай Николаевич Лузин (1883–1950), юбилейная дата рождения которого приходится на 9 декабря. Лаврентьев — великая фигура отечественной науки. Помнить и почитать Лаврентьева, не зная и не понимая Лузина, невозможно.
«Нет учёного без ученика» — этот афоризм был среди любимых тезисов Лаврентьева и часто звучал со всех трибун в героические времена становления Сибирского отделения Академии наук.
Лаврентьев был математиком. Математика сродни лингвистике, поэтому во всяком профессиональном математике сидит толика буквоедства. Удивителен наш русский язык: учитель, ученик, ум, наука — слова, имеющие общее лексическое значение, что отличает их от английских эквивалентов teacher, pupil, mind, science. Язык не только инструмент общения, но и слепок духовной культуры несущих его народов. Родной язык формирует личность и определяет мировоззрение. Человек во многом таков, каковы его мысль и речь.
Тезис Лаврентьева много глубже положения о том, что каждый учёный должен быть педагогом. Любой учёный одновременно и ученик, и учитель. Понятия «учёный», «учитель» и «ученик» неразрывны и дополняют друг друга. В нашем языке отражена форма существования науки как последовательной цепи сменяющих друг друга учителей-учеников.
Лузин принадлежит к числу наиболее выдающихся деятелей русской культуры. Отечественная математическая школа ведёт свою родословную от Эйлера. После создания Московского университета в России со временем стали выделяться московская и петербургская математические ветви развития. Сейчас принято говорить об одноименных математических школах. Нет сомнений в том, что Лузин и Колмогоров — такие же исключительные фигуры для московской математической школы, как Лаврентьев и Соболев для математики в Сибири. Лаврентьев и Колмогоров — ученики Лузина времен прославленной «Лузитании». Прямыми учениками Колмогорова были А.И. Мальцев, А.А. Боровков, а А.А. Ляпунов стал одним из последних учеников Лузина. Простое перечисление этих наших коллег подчеркивает особое место Лузина в истории развития науки в Сибири.
Судьба Лузина не только удивительно яркая, но и до боли трагичная. В 1936 г. под флагом Академии наук была осуществлена политическая расправа над Лузиным, затеянная в молчаливом альянсе некоторых учеников Лузина и репрессивного сталинского аппарата. Лузин был ошельмован как плагиатор своих учеников и «враг в советской маске». Клеймо изгоя Лузин носил четырнадцать лет до самой своей кончины, а несправедливые решения Академии наук не дезавуированы по сей день. Нельзя забыть, что сфабрикованное при участии учёных «дело Лузина» стало крупным эпизодом пролога кровавого 1937 г.
Лаврентьев не предал Лузина и не принял участия в позорном судилище в Академии наук. Он возглавил редакционную коллегию посмертного издания трудов своего учителя, исключив из неё всех участников травли. В 1974 г. Лаврентьев единолично написал статью для «Успехов математических наук» к 90-летию Лузина, поместив её также в книге своих общенаучных сочинений.
Вот начало этой статьи Лаврентьева:
Лаврентьев ни слова не написал о травле своего учителя, которую осуществили его здравствующие в то время коллеги. Он великодушно предоставил каждому из соучеников шанс высказаться и повиниться самостоятельно. Никто предоставленной возможностью не воспользовался...
Учители и ученики связаны творческими процессами передачи и производства знаний. Но не только этим. Учители и ученики создают нравственную атмосферу науки, обогащая или растрачивая её духовный потенциал.
3 декабря 2008 г.
English Page | Russian Page |