Институт математики им.  С. Л.  Соболева СО  РАН
Лаборатория Анализа Данных
Новосибирская консерватория им.  М. И.  Глинки
Максимально длинные повторы

          В текстах различной языковой природы максимально длинные повторы (МДП) - обычно представляют собой самостоятельные структурные единицы, как правило, составные, т.е. образованные конкатенацией единиц более низкого уровня. Например, в текстах естественного языка МДП представлены устойчивыми словосочетаниями, цитатами, сложной терминологической лексикой и т.п. Отдельное место занимают МДП, характеризуемые как ошибки редактирования печатного текста (повторы строк, предложений и даже целых абзацев). В ДНК-последовательностях МДП образуются путем дублирования отдельных генов или многократного повторения относительно коротких фрагментов (в этом случае МДП налагаются друг на друга).

          Применительно к знаменным певческим книгам будем различать МДП в отдельных песнопениях, МДП в отдельных гласах певческой книги и межгласовые МДП. В отдельных песнопениях МДП в среднем имеют длину порядка 10 знамен и обычно представлены отдельными попевками (иногда длинными сериями стопиц). Внутригласовые МДП образованы фрагментами, разнесенными по разным песнопениям одного гласа, а межгласовые МДП - фрагментами из песнопений разных гласов. И те, и другие в среднем имеют длину порядка 13-15 знамен и являются составными: это комбинации двух (редко трех) попевок, либо коротких тандемов и попевки.

          Составные МДП представляют интерес в плане возможности выделения из них элементарных структурных единиц, например, отдельных попевок. Кроме того, они интересны сами по себе как аналоги фразеологизмов и свободных словосочетаний в естественном языке. В частности, не исследован вопрос об их вариативности на нотолинейном уровне и проявлениях жанровой специфичности.

          Начальные фрагменты песнопений и их внутренних подразделов 1 часто устойчиво повторяются в песнопениях одного гласа. Они не фигурируют в классификации А.Н.Кручининой [1], поскольку не содержат явно выраженного каданса, но удовлетворяют формальным критериям устойчивости ( L-граммые азбуки для дешифровки знаменных песнопений (L1.pdf 464 kb)), используемым при выделении СЕ. Поэтому мы рассматриваем их в качестве самостоятельных структурных единиц. В нотолинейной подборке В.М.Металлова [2] они, по-видимому, ассоциируются с некоторыми попевками из категории "начальных". Отдельный интерес представляет выявление взаимосвязи между знаменами и нотолинейными компонентами МДП (повтору на знаменном уровне не всегда соответствует повтор на нотолинейном уровне и наоборот).

          Примеры внутригласовых МДП, выявленных в Октоихе 619/647.

Литература
  1. А. Н. Кручинина. Попевка в русской музыкальной теории XVII века: Дисс.-канд. искусствовед. наук: 17.00.02. - Л., 1979.
  2. В. М. Металлов. Осмогласие знаменного распева. - М., 1899.

1 О границе между двумя подразделами иногда сигнализирует знак крыжа.
На предыдущую страницу

На главную страницу